Развитие мозга с рождения. Развитие мозга ребенка: умнеем и развиваемся не по дням, а по часам

Одна, прямо скажем, не очень умная немолодая дама пару лет назад сказала мне, что-то вроде «Как же можно любить маленьких детей? Пока они вырастут, это одно мучение. А вот с подросшими уже интересно! А пока маленькие, знай себе, какашки убирай».

А ведь маленький ребенок – это удивительное, ни с чем не сравнимое чудо!

За один лишь год своей жизни малыш превращается из беспомощного комочка в осмысленного, только пока маленького, человечка!

Через год после рождения он уже будет ходить, говорить несколько слов, смеяться и радоваться, общаться со своими близкими.

Смотреть, как он растет – удивительный дар, который достается каждому из нас всего-то раз-два в жизни (у некоторых больше, но это нечастое явление). Да потом еще пара внуков. Вот и всё!

А если не просто наблюдать, как он растет, а помогать малышу развиваться, получается взаимное общение, стимулирующее малыша к самостоятельным свершениям (пока, в основном, в плане физического развития) и к первым открытиям!

Конечно, малыш будет развиваться и без особого вмешательства. Так устроила сама природа. Но чем меньше участие взрослых, тем хуже развивается ребенок. Детки, растущие в домах ребенка, где одна нянечка на несколько человек, развиваются гораздо медленнее, говорят значительно хуже своих сверстников. И только потому, что им не хватает внимания взрослых, не хватает тепла и заботы.

Как развивается мозг малыша

В первый год жизни мозг ребенка развивается наиболее интенсивно. Не вдаваясь в научные термины, скажу, что если мозг стимулировать, то развитие его идет гораздо лучше. Ведь органы, которые не используются, вообще не развиваются (как ненужные)! То же – с отделами мозга. Если, например, мозжечок (он отвечает за координацию движений) не используется интенсивно – его развитие идет замедленно (только в той мере, что он используется). А подросший ребенок будет с трудом выполнять гимнастические упражнения, будет неловко лазать, его будет укачивать в транспорте, он будет падать чаще. А почему? Потому что мозжечок развивался только по мере той нагрузки, которая была. А была, например, размеренная спокойная жизнь, при которой грудничок почти все время лежал в кроватке. Его брали на руки очень аккуратно, как фарфоровую куклу, клали в коляску на спинку и катали. У ребенка не было возможности даже потренироваться в движениях.

И так – с любым отделом мозга, отвечающим за ту или иную функцию. Если его не стимулировать, не давать ему нагрузку, он развивается не в полной мере, не так, как мог бы, если бы стимулировался.

Мозг человека разделен на множество частей, каждая из которых отвечает за свою функцию. Все они развиваются постепенно – один за другим. Если следовать за естественным развитием ребенка, помогать ему в освоении движений, лепета, мелкой моторики, то развитие отделов мозга будет идти в нормальном нужном темпе, без опережений. Но не стоит и увлекаться чрезмерным «развитием» — слишком рано давать малышу нагрузку, совсем не соответствующую ему по возрасту. В этом случае идет интенсивное развитие верхних отделом мозга, при недостаточном развитии нижних, которые должны развиваться в первую очередь. Словом, во всем нужно знать меру. И разумно ограничить свои желания и мечты сделать из малыша что-то особенное, чем иногда грешат современные «продвинутые» родители. Это касается и физического развития (его в первую очередь) и умственного.

Не спешите за «развитием»!

Дорогие родители!

Прежде, чем что-либо делать с малышом, заниматься по какой-либо супермодной (и очень дорогой методике), подождите несколько дней, подумайте, так ли это сейчас необходимо вашему малышу. Достаточно ли он овладел более простыми навыками или умениями. Хорошо ли у вас получится заниматься по этой методике, не навредят ли малышу занятия. Или не навредит ли малышу то, что вы начнете интенсивные занятия, а потом их бросите, потому что у вас не хватит сил и времени охватить столько занятий.

Занимайтесь с малышом, развивайте его! Но не спешите! Вы никуда не опаздываете! Задумайтесь о том, что развитием можно и навредить при неправильном подходе или чрезмерных нагрузках. Хотя многие психологи говорят, что перегрузить малыша невозможно, потому что его мозг просто отключается тогда, когда достигнут предел нагрузки. Но испортить характер и ваши отношения с малышом «неудачными» занятиями очень даже можно!

Ребенка, «замученного» обучением, потом научить чему-либо гораздо сложнее! Помните об этом!

Без чего невозможно полноценное развитие в первый год

Но так уж получилось, что мамы, занимающиеся с малышами, чрезмерно увлеклись «голым» «развитием». Увлеклись тем, без чего, по идее, можно вполне обойтись!

  • например, безумно дорогими, но самыми «нужными», «развивающими» игрушками, подвесками, ковриками,
  • карточками со словами и картинками, с цифрами и буквами,

и другими пособиями, но совсем ЗАБЫВАЮТ о главных потребностях малыша! Эти потребности просто отодвинуты на второй план, куда-то далеко, вглубь – за карточки, картинки, кубики и презентации….

Мало того, что родители нагружают ребенка дома всевозможными пособиями, а потом еще тащат грудничка на «развивающие» занятия в «центры раннего развитии», где малыша снова и снова загружают ненужной информацией. А при этом он неподвижный, пассивный, неловкий, неповоротливый, болезненный и капризный. Не умеет делать простых вещей…

В первый год жизни ребенку нужно нечто совсем другое, чем карточки, картинки и развивающие занятия в группах. А вот без карточек и пособий вполне можно обойтись!
А без чего нельзя обойтись в первый год? Что самое важное?
В этой главе я не собираюсь отрицать весь опыт раннего развития, накопленный знаменитыми педагогами и энтузиастами. Я просто хочу высказать собственное мнение на этот счет, опираясь на свой опыт (опыт общения со своими детьми и опыт множества мам, растивших детей у меня на глазах – очно и на форуме).

Итак. Самое важное в первый год – то, что просто НЕОБХОДИМО:

Все время, что малыш не спит, дома он должен быть всегда голеньким! Даже если дома прохладно! Это, пожалуй, самое важное условие РР. Иначе малыш все время чувствует себя расслабленным, мышцы не работают, потому что двигаться в таком виде не очень-то хочется. В этом нет ничего экстремального. Если с самого рождения приучать ребенка быть голеньким, то он относится к этому, как к должному. Кроме того, в первые дни малыш, в основном, спит. А бодрствует совсем недолго. Поэтому приучение будет плавным, постепенным, безболезненным.

Обычно этот пункт вызывает больше всего возражений у бабушек и других родственников. Скажите бабушкам, что вам доктор в поликлинике так велел!

А главное, попробуйте начать с себя! Снимайте теплые кофты (постепенно – слоями), теплые носки и тапки. Лучше всего дома ходить босиком (голыми ногами, а не в носках!), в легкой футболке и в шортах – так удобнее успевать за ребенком! Спортивная мама – спортивный ребенок!
Ребенку необходимо предоставить возможность неограниченного движения. Никаких манежей! Никакого сидения в кроватке или даже на родительском диване! Оставлять малыша в кроватке можно лишь ненадолго и в случае крайней необходимости, буквально на три-пять минут. Если у вас в детской кроватке оборудование для занятий с малышом, например, привязаны перекладины (по советам М. Федотова) или лесенки (например, лестница «Встанька» у В.С. Скрипалева), то пребывание в кровати в течение некоторого времени оправданы. Но все-таки, большая часть времени ребенку лучше проводить на полу. Пока это совсем крошечный малыш, стелите «пенку» (туристический коврик), а на него пеленку. Как только малыш начнет ползать, уже никакие пенки или одеяльца не помогут. Пусть ползает по всей комнате, а потом – по всему дому. Просто все опасные предметы должны быть огорожены или убраны подальше.


С ребенком необходимо регулярно заниматься физическим развитием! Изо дня в день. Это может быть динамическая гимнастика – в полном или сокращенном виде (в Интернете можно найти описание упражнений с картинками). Это могут быть упражнения на мяче или просто массаж и отработка движений, которые ребенку предстоит освоить в ближайшее время. Но без физического развития нет интеллектуального развития! Поверьте, дорогие родители. Неподвижный ребенок не способен так познать мир, как «живчик», который всё в доме ощупал, всё увидел, все обнюхал. Маленький ребенок в восемь-девять месяцев можно прекрасно ориентироваться даже в очень большом доме. И найдет и маму на кухне, и папу в кабинете! Только дайте возможность!
Очень желательно (если есть возможность!) уделять внимание занятиям в воде. Это или плавание и ныряние (с инструктором или без). Или просто водные игры в ванной. Но малыш обязательно должен стремиться к пребыванию в водной среде. Насколько это получается у мамы – не важно. Главное стремление и регулярность.
Малышу необходимо развивать речь. Разговаривать с ним нужно много, но это не значит, что надо болтать без умолку. Проговаривать слова нужно четко и ясно, чтобы ребенок слышал не поток звуков, а именно слова. Основа развития речи — правильная речь взрослых. Старайтесь использовать сложные предложения – не упрощайте свою речь специально для малыша. И уж конечно, не сюсюкайте, не искажайте слова.

Стимулировать активную речь можно играми, просьбами, вопросами. Когда показываете что-то малышу, повторяйте слово несколько раз. Ну и, конечно, обязательно нужно читать малышу с первых недель жизни!
Ребенка нужно приучать к самостоятельности! Помогать ему только в той степени, в какой он не в силах справиться с делами сам. И постепенно уменьшать свое участие. Научился малыш залезать на стул и садиться самостоятельно? Всё! Больше вы его никогда не подсаживаете или не усаживаете своими руками. То же – с другими умениями.

Приучайте ребенка не только делать что-то самостоятельно. Но и оставаться в одиночестве, играть без мамы или старших детей. Если не научить этому в первый год жизни, потом это будет очень сложно!
Совершенно необходимо приучать ребенка к гигиене. Ребенок, который не понимает, что с ним происходит, писающий под себя, это сейчас стало нормой. Все «умные» книги пишут, что малыш до двух лет не в состоянии контролировать свои отправления. А мои дети, почему-то, контролировали. Например, дочь Саша к году уже ВСЁ делала на горшок и начала проситься. В год и четыре уже полностью сама просилась, а иногда и сама садилась на горшок.

Если вы не знаете, что и как делать, не волнуйтесь. Ничего хитрого и сложного тут нет. Начните хотя бы держать над раковиной в тот момент, когда малыш давно не делал свои дела (желательно делать это с первых дней). Успешно или не успешно – не важно! Главное, чтобы это происходило регулярно! Ребенок сам всему научится, если родители будут последовательны. Можно до года продолжать только «высаживание» над раковиной. Но можно и попробовать вводить горшок, как только ребенок научится сидеть. При таком раннем введении ребенок, которого с рождения приучали «делать» над раковиной, обычно хорошо привыкает к новинке. В год бывает сложнее, потому что у ребенка уже есть свои привычки.
В течение всего первого года необходимо предоставить ребенку максимум тактильных ощущений. Не бояться давать разнообразные предметы для ощупывания руками и разнообразных игр: кусочки ткани, бумагу и картон, металлические и деревянные предметы (безопасные, естественно). Об этом в нашей книге мы поговорим еще много раз!
Обязательно давайте ребенку слушать разнообразную музыку, а также (желательно, но не обязательно) звуки разных языков (не слишком многих, а двух-трех кроме родного, не больше). Все знают, что музыка очень благотворно действует на мозг человека. А уж малышам она просто необходима. А звуки чужих языков расширяют слуховой диапазон малыша, он привыкает слышать эти непохожие на родной язык звуки. Впоследствии ребенку проще будет учить иностранный язык, если его звуки он слышал в столь нежном возрасте.

Старайтесь, чтобы у ребенка было много ярких впечатлений. Хотя бы иногда выбирайтесь с малышом, что называется, «в люди». Хотя бы пару раз за первый год сходите в зоопарк, побывайте на каком-нибудь празднике с народными гуляниями или духовым оркестром. Сходите в картинную галерею.
Играйте с малышом с обычными игрушками – куколками, мишками и зайками, машинками, мячиками и кубиками. Стимулировать ребенка к активным играм с такими игрушками. Это гораздо важнее «логических» игрушек и карточек со словами или даже картинками.

Вот, собственно, и все.
«Какое же это «раннее развитие»?», — скажут многие. Подавляющее большинство пожмут плечами и хмыкнут!
А как же карточки Домана? «Кубики Зайцева» и «Рамки Монтессори»? Презентации? Рисование красками? Игра на скрипке или изучение трех языков сразу….
Это все отлично! Но и без этого можно вырастить необыкновенного малыша!
Вот только для этого совершенно необходимо соблюдать все вышеописанные условия обязательно!
А большинство мам считают, что если они завалят ребенка карточками, пособиями, книжками и «развивающими» игрушками (чем дороже и круче, тем лучше), тем более умным и способным вырастет их малыш.


Головной мозг ребенка начинает активно развиваться еще во время его внутриутробного развития. Около 70% всего каркаса мозга формируется еще до рождения малыша, и лишь остальные 30% после. Первый год жизни является временем самых пиковых изменений. Никогда больше человек не испытает столько перемен, сколько приходится на первые 12 месяцев жизни. Большие изменения претерпевает и головной мозг ребенка.

Мозговая ткань закладывается еще в самом начале беременности, на первых ее неделях. Это период зарождения нейронов – нервных клеток, которые и осуществляют передачу сигналов. Уже после второго месяца развития внутри утробы, начинает происходить дифференцировка и разделение мозга на функциональные части. К концу беременности формируется кора головного мозга, которая по своему уровню развития и функциональных возможностей может сравниться с корой взрослого.

Формируясь, детский головной мозг проходит несколько стадий:

  • Внутриутробную;
  • Младенческую, которая имеет две подгруппы. Первая из которых соответствует возрасту 1-8 недели и ознаменована формированием функций визуализации. Ее нарушение приводит к слабому развитию нейронов;
  • Детских лет;
  • Юношества.

Каждая из стадий уникальна. На любой из них мозг претерпевает большие изменения. А значит детский возраст требует особенно трепетного и бережного отношения к ребенку ввиду того, что негативное влияние может стать причиной проблем с развитием мозга малыша.

Образуясь, мозг проходит строго определенные этапы. Изначально, вся нервная система представлена лишь пластинкой, которая шаг за шагом становится трубкой. Эта трубка дает начало мозговым пузырям. В начале их образуется 2, но постепенно число доходит до 5. Каждый пузырь – прообраз важных структур мозга взрослого. Так или иначе, первым развивается ствол мозга, переходящий в спинной, в последнюю очередь преобразования касаются коры мозга.

Образование каждого из пузырей – ответственный момент в период беременности. Ведь в будущем именно прообразы этих пузырей будут отвечать за все жизненно важные функции человеческого тела. Пузырь, дающий начало мозговому стволу, отвечает за регуляцию температуры и артериального давления, системы дыхания. Над ним располагается средний мозг, который контролирует сон и аппетит, а также двигательную активность.

Позади ствола находится мозжечок, ответственный за равновесие и координацию, а также за скорость мысли. А центральная часть – лимбическая система, отвечает за память и способность к приспособлению, эмоциональные переживания. Кора – самый эволюционно развитый участок мозга, покрывает ее сверху. Толщиной она не превышает 5 мм и осуществляет регуляцию процесса принятия решений, мышления и речи. Именно в коре сосредоточена большая часть нейронов – около 80% от общего их числа.

Образование нейронной сети детского мозга

Ввиду того, что ребенок рождается с практически сформированным головным мозгом, период его взросления сопряжен лишь с усовершенствованием исходных возможностей. Буквально каждую минуту в мозге создаются новые связи между нейронами. Словно мостики, они прокладываются между нервными клетками, что обуславливает овладение новыми навыками, получение знаний, усвоение информации. Особенно сильно укрепляется связь между ними во время первых 3 лет жизни. В итоге, в возрасте 3 лет, дети имеют мозг немного меньше объемом, нежели взрослый. Так, они отличаются массой всего на 15%.

Изначально ребенку дарован огромный запас нейронов. Их количество превышает примерно в 20 раз численность всего населения земного шара. Нейронов в человеческом мозге в 10 раз больше, чем звезд в Млечном пути. Они являются не чем иным, как ядром мозга. Связи нейронов между собой столь многообразны и многолики, что каждый из них способен связываться с 15000 себе подобных. Именно эти связи обуславливают базу мыслей человека, его разума, сознания и воспоминаний. Так, трехлетний малыш имеет около 1000 триллионов нейронных соединений.

После достижения ребенком возраста 3 лет, темп развития его мозга снижает свои обороты. Его физиологическое формирование оканчивается к возрасту 6 лет. Именно поэтому возраст 6-7 лет служит отправной точкой для школы. Ребенок физиологически становится способен к усвоению информации, адекватной мыслительной деятельности, подобной взрослой.

Влияние среды на развитие мозга ребенка

Однако стабильное развитие головного мозга требует создания определенных условий. Окружающая среда, наполненная положительными эмоциями и спокойствием, располагает к своевременному и гармоничному развитию. В таких условиях у ребенка будет легче происходить стимуляция и активизация процессов развития мозговой ткани. Первые годы жизни малыша служат ему трамплином для зарождения будущей базы приспособленности к жизни, формированию разнообразных навыков.

Задача родителей заключается не только в заботе о физическом состоянии ребенка, но и в обеспечении помощи в формировании гармоничной мозговой деятельности малыша. Благоприятными являются стимуляции с помощью различных звуков и изображений, запахов и прикосновений. Согласно исследованию научного сообщества, проведенного в 2008 году, к факторам, негативно влияющим на развитие головного мозга малыша, относят:

  • Уровень образования мамы ребенка ниже среднего;
  • Неполный состав семьи, в которой один из родителей погиб или между ними произошел развод;
  • Психические проблемы у одного из родителей или близких родственников;
  • Низкий уровень жизни семьи, бедность и нищета, нехватка денежных средств на вещи первой необходимости;
  • Жестокость или равнодушие со стороны взрослых по отношению к детям.

Если развитие ребенка сопряжено с одним или несколькими перечисленными факторами, формирование его мозга подергается некоторым деформациям и может идти с отставанием. В случае если ребенок находится в условиях жизни, сочетающим все факторы, его мозг развивается на 50-70% ниже, нежели у сверстников. Разница между ребенком, развивающимся в нормальных условиях и малышом, чье детство обременено негативными факторами, отражается на его способности к словарному выражению своих мыслей.

У таких деток, как правило, очень бедный словарный запас. Зачастую, асоциальный образ жизни родителей, приводит к тому, что малыш отстает в умственном развитии. Редко, уже в возрасте 3 лет, ребенок способен понять, что окружающая его домашняя обстановка ненормальна. Такие малыши стремятся заполнить дефицит необходимого развития общением со сверстниками в детском саду или на улице.

Немаловажную роль в формировании мозга малыша и его психики во время беременности и грудного вскармливания ребенка играет правильное питание и образ жизни матери. Поэтому так важно маме питаться полезными и известными продуктами, богатыми белками, жирами, углеводами, витаминами и минералами. Необходимо придерживаться строгой диеты, предложенной врачом, чтобы питание мамы не сказывалось отрицательно на ребенке.

Образ жизни особенно сильно влияет на образование мозговой ткани ребенка. Вредные привычки, такие как употребление алкоголя и курение, негативно воздействуют на строящийся головной мозг малыша. Его клетки испытывают угнетение, в результате чего развиваются неадекватно. Такие детки часто отстают в умственном развитии и имеют аномалии.

Факты о развитии головного мозга малышей

Обобщая вышесказанное, можно привести несколько любопытных фактов относительно развития детского мозга:

  • На первом году жизни, головной мозг деток увеличивает свои размеры примерно в 2 разаи достигает веса около 1 кг, в то время как взрослый мозг весит около полутора килограмм;
  • Вес головного мозга растет благодаря образованиюи укреплению связей между нейронами. А новые связи образуются в момент получения нового опыта ребенком. При чем важно, чтобы этот опыт был закреплен, и ребенок повторил его вновь;
  • Мозг новорожденного малыша имеет около 150-200 миллиардов нейронов, а головной мозг взрослого может похвалиться суммой, меньше примерно в 2 раза. Эти нейроны или объединяются в соединения или отмирают из-за ненадобности;
  • Новорожденный имеет более развитое миндалевидное тело, отвечающее за эмоции, по сравнению с его лобной долей, занимающейся рассуждениями. Из-за этого младенцы способны лишь показывать свои эмоции, но не управлять ими. Именно этот факт и говорит о том, что детям свойственно часто реагировать на ситуации слезами и криком. Также это служит объяснением того, почему важно вначале развить эмоциональную сферу ребенка и органы чувств, а только затем заниматься развитием его интеллектуальных возможностей;
  • Во время первых 6 месяцев жизни происходит самое активное формирование новых связей между нейронами. Более всего это влияет на цветовосприятие, первичные навыки ранней социализации, а также обоняние;
  • Самыми прочными являются нейронные связи обоих полушарий. А ползание – это самый лучший путь, чтобы синхронизировать оба полушария. По мере взросления ребенка такими средствами может стать игра на музыкальных инструментах, а также плавание;
  • Масса мозжечка новорожденного младенца составляет около 21–23 грамм. Интенсивно эта часть мозга растетв период между 5 и 11 месяцем жизни, в момент, когда малыш только учится сидеть и ходить. Так, в годик мозжечок ребенка составляет порядка 85 –95 грамм, а в 15 лет достигает около 150;
  • Занятие физической активностью увеличивает скорость химических реакций в гиппокампе, а также количество нервных клеток, что позволяет овладевать когнитивными навыками;
  • Самыми плодотворными в плане развития мозга ребенка являются первые три года его жизни. Ведь именно в этот период детки легко усваивают родной язык. Более позднее обучение менее эффективно, так темпы усвоения нового материала снижают обороты. Но это не значит, что до 3 лет только и нужно развивать способности малыша. На всем протяжении его взросления это необходимое условие для полноценного формирования мозга;
  • Момент беседы, с еще не умеющим разговаривать малышом, закладывает его основы владения языком.

Современный мир, полный статистических данных, методик, направленных на улучшение и совершенствование, позволяет составить наилучший план для развития своего ребенка. Стоит лишь прислушаться к врачам, поинтересоваться дополнительной литературой и развитие головного мозга малыша уже не представится такой трудной задачей. Следует помнить, что заложенный при зачатии геном – не полностью определяет развитие мозга. Стимулируйте своего ребенка, заинтересовывайте ко всему новому, создавайте условия для нормальной жизни, и, конечно, не забывайте позволять ему быть ребенком и радоваться детству.

Экология потребления.Дети: Я бы очень хотела, чтобы 5 лет назад кто-нибудь поделился со мной этими фактами, когда я была беременной первым ребенком...

Я бы очень хотела, чтобы 5 лет назад кто-нибудь поделился со мной этими фактами, когда я была беременной первым ребенком, и, возможно, тогда я бы иначе смотрела на развитие Стеши в ее первый год. И вообще – иначе смотрела бы на развитие ребенка – так сказать, с научной точки зрения.

И раннее развитие тогда казалось бы не гонкой и соревнованием с форумскими мамочками «кто больше круп дал ребенку пересыпать» и «кто сколько карточек показывает за день» и уж точно не «у кого ребенок сказал первое слово в 7 месяцев», а представлялось бы разумной системой, программой развития того, что нужно ребенку именно сейчас и зачем это ему нужно по жизни.

И нет – я не перестала бы уделять много внимания ребенку в его первый год жизни, потому что приводимые ниже факты как раз подтверждают, что недостаточно быть «просто мамой, существующей просто рядом с ребенком 24/7» и не стоит пренебрегать этим периодом в жизни, полагаясь на «ах, он/а все равно ничего еще не понимает и не воспринимает» (это не так!), но я бы иначе распределяла бы время в этих 24/7 – это точно.

Мне кажется, основами развития мозга ребенка следует делиться с будущими мамами на курсах беременности, и так делают в той же Великобритании, например. Но если вы, как и я, не имели возможности пройти курсы для беременных Baby Foundations в UK, то вам будет очень полезно прочесть!

Итак, что происходит с мозгом ребенком с момента рождения и до первого Дня Рождения?

1. За первый год жизни мозг ребенка увеличивается в 2 раза и весит около 1 кг. Масса мозга взрослого человека – чуть более 2 кг.

2. Масса мозга увеличивается за счет образования и укрепления нейронных связей. Нейронная связь – синапс – образуется в тот момент, когда ребенок получает опыт. Любой опыт.

3. До 700 синапсов в секунду формируется в первые годы жизни ребенка. Однако, для того, чтобы нейронная связь осталась (и масса мозга увеличилась на эту одну нейронную связь) важно, чтобы ребенок пережил этот опыт еще несколько раз.

4. Use it or lose it – используй, или потеряешь! В мозгу новорожденного 150-200 миллиардов (!!!) нейронов, в мозгу взрослого человека – в 2 раза меньше. Нейроны либо соединяются, формируя нейронные связи и укрепляя их, либо отмирают, и в руках родителей и людей, влияющих на развитие этого малыша, судьба большинства нервных клеток малыша.

5. В первые 12 месяцев жизни наиболее активно нейронные связи способны формироваться в областях мозга, которые отвечают за физическое развитие, речь и эмоциональное развитие. И, напротив, области мозга, отвечающие за логическое мышление, проходят стадию «доразвития», поэтому в первый год практически неактивны.

6. При рождении, миндалевидная железа (Amygdala – место эмоций) более развита, чем лобные доли, которые занимаются рассуждениями. Младенцам более свойственно показать свои эмоции, а не управлять ими. Это объясняет, почему дети часто реагируют на ситуации со слезами. Это же объясняет то, почему так важно развивать эмоциональную сферу малыша и его органы чувств, а не заниматься преждевременным развитием интеллекта.

7. В первые 6 месяцев жизни формирование новых нейронных связей идет наиболее активно. В большей степени это касается формированияцветовосприятия, первичных навыков ранней социализации и обоняния.

8. Наиболее прочные нейронные связи – это связи, которые возникают в обоих полушариях. Ползание – наиболее эффективный путь к синхронизации обоих полушарий. Позже с ним может сравниться игра на музыкальных инструментах и плавание.

9. Мозжечок новорожденного в среднем весит 21–23 г.. Выраженное увеличение мозжечка отмечается между 5-м и 11-м месяцами жизни, когда ребёнок учится сидеть и ходить. Масса мозжечка новорожденного составляет около 20 г, в 3 месяца она удваивается, в 5 месяцев увеличивается в 3 раза, в конце 9-го месяца - в 4 раза. к одному году 84–94 г, а в 15 лет – 150 г. Мозжечок отвечает за координацию движений, однако, последними исследованиями доказано, что мозжечок определяет и скорость мысли. Наверняка, и в вашем окружении есть люди, которые молниеносно делают выводы и аходят решения, а есть “тугодумы”?

10. Во время физических упражнений в гиппокампе образуются новые нервные клетки. Исследования показали, что во время физических упражнений ускоряются химические реакции и гиппокампе и в передней части мозга, отвечающей за овладение когнитивными навыками.

11. Зона Брока и зона Вернике – это две области головного мозга, отвечающие за развитие речи. Но несмотря на то, что зона Брока, отвечающая за воспроизведение речи, показывает активность только ближе к 12 месяцам (и до этого не стоит воспринимать «мамамамама» как первое слово), на воспроизведение речи можно и нужно влиять еще раньше – с самого рождения, - через работу с зоной Вернике, отвечающей за восприятие речи. Как связаны эти зоны и что лучше всего развивает речь ребенка еще ДО его первого слова.

12. Мультисенсорный опыт – намного важнее, чем моносенсорный. Поэтому показ карточек дома один-на-один - это намного менее эффективно, чем погладить живую собачку, послушать песню в компании сверстников и попробовать баклажан! опубликовано


Формирование человеческого мозга начинается в период внутриутробного развития. Пик активности этого процесса выпадает на первые 12 месяцев жизни. При этом важно понимать, что степень целостности личности зависит от выполнения ряда условий, сказывающихся на слаженности работы всех функций организма. Успешное развитие крохи требует от родителей максимума стараний. Приложенные на данном этапе усилия способствуют преобразованию ребенка в уверенного в своих силах человека, четко осознающего свои способности и имеющего богатый внутренний мир.

Составляющие головного мозга

Формирование головного мозга происходит в строго определенном порядке. На начальном этапе изменения затрагивают мозговой ствол, на завершающем — кору головного мозга.

Расположенный у основания черепа мозговой ствол отвечает за многие жизненно важные показатели, включая температуру кожных покровов и артериальное давление. В верхней его части находится средний мозг, контролирующий сон, аппетит и двигательную деятельность. Удержание равновесия и координация движений находятся в ведении мозжечка, спрятавшегося за мозговым стволом. Память, приспосабливаемость и эмоции закреплены за лимбической системой, называемой центральной частью мозга.

Верхний слой, толщина которого колеблется в пределах 1,5-4,5 мм, именуется корой головного мозга. Благодаря ей осуществляется регулировка процесса принятия решений. В числе выполняемых ею функций также значится контроль за столь важными для человека процессами, как речь и мышление. На мозговую кору приходится 80% нейронов мозга. На момент появления малыша на свет уровень развития этой части мозга оставляет желать лучшего. Ее усовершенствование зачастую продолжается и по окончании подросткового периода. Именно кора головного мозга демонстрирует наибольшую степень чувствительности к впечатлениям, выпадающим на долю ребенка.

Правда и вымысел

За истекшие десятилетия светила науки провели множество исследований, призванных раскрыть тайны развития человеческого мозга. Благодаря их работе населению Земли стало известно о том, что активность мозга трехлетнего крохи вдвое превышает аналогичный показатель взрослого индивида. Также ученые доказали, что преобладающая часть клеток мозга формируется на этапе пребывания плода в чреве матери, а для младенчества и раннего детства характерно образование огромного количества связей. Также удалось установить, что в моменты бесед с не умеющими разговаривать малышами закладывается основа владения языком , а обучение на стадии ранних критических периодов развития показывает наилучшие результаты благодаря легкости восприятия со стороны ребенка.

В наши дни многие врачи убеждены в том, что более всего дети нуждаются в заботе, любви и достаточном количестве новых впечатлений. С этой точки зрения приоритетность остается за совместными играми, пением, разговорами и чтением. Как показывает практика, ни одна игрушка не способна восполнить недостаток живого общения. Не противоречит данному высказыванию и утверждение о бесценности опыта, приобретаемого в результате взаимодействия с окружающими людьми и средой. Эти факторы признаны наиболее полезными на этапе развития детского мозга.

2 2

Пространственное ориентирование: как научить ребенка различать право и лево

В начале жизни ребенок, как правило, не соприкасается с большим миром. Поэтому многие родители спуст...

В наши дни уже не говорят о полноценном развитии мозга на момент рождения. Столь сложная система работает иначе, нежели желудок или сердце. Как оказалось, заложенный при зачатии геном не является единственным фактором, оказывающим влияние на развитие мозга. Перечень ложных утверждений пополнила и фраза о меньшей активности мозга малыша, делающего первые шаги, по сравнению с уровнем мозговой деятельности студента вуза. Помимо этого, был вдребезги разбит миф относительно необходимости специальной помощи и важности предоставления крохе конкретных обучающих игрушек с целью формирования мыслительных способностей. Также выяснилось, что ранее была недооценена важность бесед с младенцами, не имеющими собственного мнения относительно предмета проводимой с ними беседы.

Особенности развития детского головного мозга

Как уже было сказано, начальный этап формирования мозга выпадает на период пребывания плода в материнской утробе. В день разрыва физической связи с матерью, сопровождающийся перерезыванием пуповины, количество содержащихся в этом органе клеток достигает внушительной отметки в 100 миллиардов. Обособленное существование исключает наличие связей, активный процесс образования которых запускается после первого самостоятельного вздоха.

Наиболее весомая доля связей формируется на протяжении первых трех лет жизни. В дальнейшем существует вероятность разрыва некоторых из них. Степень их прочности зависит от количества внимания, заботы и любви, посвященных маленькому человечку. Именно эти элементы образуют ту необходимую базу, без которой невозможно полноценное развитие личности.

Количество дарованных нам природой нейронов примерно в 20 раз превышает численность населения Земли и в 10 раз опережает показатель количества звезд, входящих в столь крупную галактику, как Млечный путь.

Нейроны называют ядром мозга. Образующиеся между ними связи продолжают оставаться одной из наиболее интересных загадок человеческого организма. Накопленный на текущий момент опыт и свежие впечатления включают механизмы формирования так называемой мозговой схемы. О сложности сети, образующейся в результате взаимодействия отдельных клеток друг с другом, красноречивее всего свидетельствует тот факт, что каждый из крошечных элементов может поддерживать связь с 15000 своих собратьев.

На этапе развития мозга наиболее значим первый год жизни. Постоянно повторяющееся обращение по имени способствует формированию соединений таким образом, что малыш по истечении определенного времени начинает воспринимать это имя в качестве обращения, требующего ответной реакции. Создаваемые с огромной скоростью соединения закладывают фундамент наших привычек, воспоминаний, мыслей, разума и сознания.

В мозгу трехлетнего крохи сгенерировано приблизительно 1000 трлн. соединений . Взрослые, как ни странно, по этому показателю гораздо «беднее» (причем почти вдвое). По достижении ребенком приблизительно одиннадцатилетнего возраста в мозгу запускается процесс избавления от ненужных связей. Окружающая среда и близкие родственники выступают в качестве стимулятора роста соединений и их дальнейшего упорядочивания. Структура обучения воспроизводит повторяющийся опыт. Не активирующиеся долгое время связи подлежат исключению. Существует теория, согласно которой единожды совершенные положительные или негативные поступки оказывают определенное влияние на развитие головного мозга.

Конструктивная деятельность дошкольников

В период пребывания дошкольников в стенах детского сада малыши приучаются к трудовой деятельности, м...

Ежедневное использование связей в течение первых лет жизни преобразует их в постоянно действующие единицы. Повтор устойчивых словесных конструкций способствует распознаванию речи и укреплению языковых связей.

Этапы формирования мозга

Период развития головного мозга может быть разделен на несколько стадий:

  • пребывание в утробе,
  • этап младенчества,
  • детские годы
  • и юношество.

Любой из этих временных интервалов уникален. Успешное прохождение каждого из них невозможно без наличия определенных условий. Несоблюдение требований чревато возникновением серьезных проблем.

Младенчество принято разбивать на 2 периода. Более важным принято считать первый (критичный) период, приходящийся на 1-8 недели. Эти дни выделены для формирования зрительных функций. Нарушение нормы визуального воздействия в сторону ее уменьшения повышает вероятность слабого развития нервных клеток. Подобные осложнения могут преследовать человека до конца его жизненного пути.

Более продолжительный сензитивный период стартует с полугода и длится приблизительно до 24 месяцев. Для него характерно распознавание лиц, благосклонное отношение к знакомым и проявление настороженности к незнакомцам. На этом этапе формируется привязанность малыша к оберегающей его матери, излучающей тепло и любовь.

Кривая, воспроизводящая этапы формирования мозга, имеет волнообразную структуру. Характер линии отражает уровень отклика мозга на впечатления. Чем выше этот показатель, тем больше возможностей для развития мозга. Пики всплесков приходятся на различные временные интервалы, соответствующие наиболее продуктивным этапам развития мозга.

Благоприятные для обучения периоды называют «окнами возможностей». В эти дни прием и обработка информации осуществляются более интенсивно, нежели в периоды относительного затишья. Навыки в различных сферах деятельности человек оттачивает всю жизнь. Процесс обучения может быть прерван лишь смертью.

Наиболее плодотворный период развития мозга совпадает с первыми тремя годами жизни, распространяясь на раннее детство и отрочество. Именно этим объясняется легкость изучения детьми грамматики родного языка, с которым они контактируют каждый день. Обучение в более позднем возрасте оказывается менее эффективным за счет замедления темпов усвоения материала. Детям, воспользовавшимся возможностями в наиболее подходящие для получения знаний периоды, впоследствии гораздо легче влиться в коллектив и реализовать себя.

Периоды формирования навыков

Родители должны иметь представление о сроках проявления той или иной деятельности . Знания в этой сфере помогут определить уровень развития крохи. Сдвиг сроков предполагает обращение к врачу во избежание осложнений физического либо психического состояния малыша.

Продолжительный сон и отсутствие явной активности — норма для младенцев 1-8 недель. По истечении этого срока детям свойственны множественные улыбки и смех. В последующие несколько месяцев на смену поворотов головы приходят переворачивания. Четырехмесячные малыши вовсю преуспевают в этом умении и предпринимают попытки схватывания предметов, находящихся на расстоянии вытянутой руки. Девятимесячные крохи уже сидят с поддержкой, передвигаются ползком и делают первые шаги с помощью взрослых. Преобладающая часть годовалых сорванцов не только уверенно ходит, но и прытко бегает.

Ориентировка в пространстве для дошкольников

В дошкольном возрасте у детей значительные изменения претерпевает восприятие пространства. По мере о...

Забота о детях 0-12 месяцев предполагает не только кормление и одевание. Приветствуется активное вмешательство в жизнь малыша со стороны родителей. Ответственные матери начинают заботиться о ребенке уже в период беременности и включают в свой рацион блюда, богатые белками. Присутствуют в их меню и продукты питания, в состав которых входит кислота омега-3. Этот элемент способствует нормальному функционированию клеток мозга и формированию между ними полноценных связей.

О пользе грудного молока слагают легенды. Поставляемая матерью пища оберегает кроху от инфекций, развивает его иммунную систему и благоприятно отражается на активности головного мозга.

Недостаток любви и внимания гораздо страшнее его избытка. Отцам и матерям необходимо проводить время с ребенком, петь ему колыбельные, читать сказки и не пускать на самотек физическое развитие. Отличным подспорьем могут стать безопасные для малыша игрушки с приятной на ощупь поверхностью. На этапе выбора желательно отдавать предпочтение развивающим разновидностям. Родители также могут играть с ребенком в мимические игры, варьируя интонацию и силу голоса. Наблюдающий за поведением взрослых малыш впоследствии сможет воспроизвести эмоции, соответствующие тому или иному выражению лица.

Чтение призвано отточить навыки слушания и развить способности распознавания эмоций, выраженных голосовыми колебаниями. Понимание материала при этом отходит на второй план. Отсутствие тренировок негативно сказывается и на стимулировании зрительных функций. Ребенок может учиться различать оттенки как в домашней обстановке, так и вне пределов квартиры или дома.

Одиночество пагубно для малыша. В период бодрствования он нуждается в обществе других людей. От выполнения данного условия зависит успешность общения в будущем. Беседа с ребенком не должна проходить на повышенных интонациях. Во время разговора желательно свести к минимуму воздействие отвлекающих внимание посторонних шумов. Общение должно проходить на позитивной ноте. От негатива желательно избавиться заранее.

Максимальное развитие физических и умственных возможностей гарантирует отсутствие трудностей на этапе адаптации в обществе. Планомерное развитие малышей наблюдается в семьях, окружающих детей вниманием, теплом и любовью. При этом крайне важно воспринимать кроху в качестве равного партнера, имеющего собственные потребности.

Слух и зрение

Способности в распознавании звуков и зрительных образов формируются до 4-5 лет. Важность развития зрения и слуха сложно переоценить, поскольку именно эти чувства помогают детям воспринимать действительность и контактировать с окружающими их людьми и предметами. На протяжении первых месяцев младенцы должны рассматривать движущиеся и неподвижные объекты различных цветов и форм. Благодаря этому мозг как бы учится смотреть. Столь же важно и многообразие звуков, широкий спектр которых способствует распознаванию и обработке информации. По окончании этих процессов в большинстве случаев должна возникать ответная реакция.

Языковые навыки

Речь формируется на протяжении первого десятилетия жизни. Наибольшая результативность наблюдается в течение первой половины этого срока. Невнятный лепет и попытки заговорить не должны оставаться без ответа.

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста

Что такое эмоции? Как происходит эмоциональное развитие малышей дошкольного возраста? Что нужно знат...

Движение и физическое развитие

На протяжении первых 12 лет жизни дети демонстрируют физическую готовность к различным аспектам двигательного развития. Зачастую навыки ходьбы приобретаются гораздо раньше навыков мелкой моторики, к которым может быть отнесено собирание пазлов и конструктора, лепка или рисование. Несколько лет уходит на развитие координации (игра с мячом). Некоторые из приобретенных в раннем детстве навыков продолжают оттачиваться и в подростковом возрасте.

Эмоции и социализация

Идентичный период (12 лет ) требуется для социального и эмоционального развития, выражающихся в проявлении доверия и сочувствия, а также восприятии других людей. Бурное развитие эмоций наблюдается в период 0-1,5 года, сопровождающийся формированием чувства привязанности к родителям.

Успешность полностью сформировавшейся личности зависит от правильности эмоционального восприятия. Полученное в раннем возрасте воспитание закладывает основы для оптимистического настроя, активной жизненной позиции, сочувствия и умения быть счастливым.

Для социального и эмоционального становления личности крайне важна поддержка родителей. Социальное развитие невозможно без самосознательности и умения взаимодействовать с другими членами общества. Их формирование может быть разделено на несколько стадий. К примеру, двухлетние малыши не осознают, каким образом и почему необходимо делиться игрушками. У детей, переступивших трехлетний порог, данный социальный навык более развит.

Заключение

На основании вышеизложенного можно сделать ряд выводов. На этапе формирования детского мозга нельзя недооценивать силу ежедневного опыта, наследственности, полноценности рациона, а также физической активности и проявления чуткости со стороны родителей. Мозг малыша склонен к развитию, невозможному без получения раннего опыта, накапливаемого с помощью осязания, зрения, обоняния, слуха и вкуса. Перечисленные чувства способствуют построению полноценных связей. Ранние впечатления способствуют процессу обучения за счет соединения нервных цепей мозга. Собранные по образцам схемы помогают новорожденному ощущать присутствие матери, узнавать голос отца или любимую игрушку и т.д. Заимствованные из окружающей действительности наброски впоследствии подлежат усовершенствованию и оттачиванию. Благодаря этому укрепляется связь между отдельно взятыми клетками мозга.

16 0
 
Статьи по теме:
Пудра по-домашнему: делаем натуральную, полезную и безопасную пудру для лица в домашних условиях
Прошло немало лет с тех пор, как люди открыли для себя чудесное действие некоторых обычных продуктов.Особое место среди таковых заняла овсянка, которую и по сей день используют для приготовления пудры.Перечисленные вещества делают пудру из овсяных хлопьев
Интересные факты о ресницах (15 фото)
Заманчиво, не тратить время на утренний макияж, а выглядеть при этом на все сто. Потому-то так популярны среди женской половины населения процедуры перманентного макияжа, окраски бровей и ресниц, ламинирования и, конечно, наращивания. Но каким бы професси
Правильная стирка шерстяных вещей Как правильно сушить шерстяные вещи
В гардеробе каждого человека особое место занимают шерстяные вещи. Красота, тепло и неповторимый уют, создаваемый этим натуральным материалом, делает его незаменимым для холодного времени года. Но многочисленные плюсы изделий из шерсти омрачаются сложнос
Образ и характеристика Матрены в поэме “Кому на Руси жить хорошо”: описание внешности и характера, портрет (Матрена Тимофеевна Корчагина) Образы матрены тимофеевны и савелия
«Кому на Руси жить хорошо» написано более века назад. Поэма дает яркую характеристику бед и испытаний, через которые пришлось пройти русскому народу, и рисует то, как выглядит счастье для простых мужиков. Произведение озаглавлено извечным вопросом, на пр