Подросток не учится и лежит на диване. Но это не значит, что вы должны кормить его с ложки

Подростки не хотят учиться, да и вообще ходить в школу. С этой проблемой многие родители обращаются на Детский телефон доверия 8-800-2000-122. Бывает так, что ребенок с удовольствием занимался уроками, любил школу, одноклассников и учителей, а потом вдруг все изменилось. И вот он уже не подходит к тетрадкам, на уговоры родителей взяться за ум поддается неохотно, то и дело норовит залезть в телефон, чтобы его никто не трогал.

Конечно, напряжение растет из-за того, что подростковый возраст – это ответственное время, когда нужно приложить все силы и поступить в хороший вуз или найти работу. Родители ломают голову, как отвечать на заявление «это мне в жизни не пригодится» и вообще не знают, как вдохнуть в своих детей мотивацию учиться, ставить цели и жить при этом с удовольствием.

Что стоит за этой ситуацией? Взрослый пытается вернуть ребенку ответственность, заставить или убедить учиться, а подросток сопротивляется родительским уговорам и пытается уйти из ситуации. Получается замкнутый круг, в котором никто не получает то, что хочет.

Причина снижения учебной мотивации – часто совсем не лень. Здесь играют роль особенности возраста и присущие ему психофизиологические особенности.

Разделим причины нежелания учиться на три группы:

  1. Социально-психологические причины: у подростка проблемы с окружающими людьми или особенности возраста влияют на его учебную мотивацию.
  2. Неумение учиться: у ребенка нет навыков для успешного обучения, он не знает, как это делать.
  3. Ошибки воспитательного характера: родители или учителя делают что-то не так.

Какие решения и действия родителей могут спровоцировать кризис учебной мотивации ?

  1. Рано отдали ребенка в школу

Если ребенок уже умеет читать и писать – это не значит, что он готов к школе. Существует еще и психофизиологическое развитие. В 6 лет у дошкольников, особенно мальчиков, рука не готова к письму, нервная система не созрела до той степени, чтобы удерживать концентрацию внимания в течение 45 минут, поэтому ребенку трудно, он устает, и это заставляет его думать, что учеба – это непосильный и неприятный процесс. Это закрепляется в сознании ребенка и отбивает желание учиться в будущем.

  1. Построение слишком далеких перспектив

«Не будешь учиться, станешь дворником », — часто пугают родители. Но говорить это ребенку 13-14 лет неэффективно. Подростки воспринимают такие слова родителей, как преувеличение. Подростка чаще всего мотивируют ближайшие перспективы и наглядные примеры успеха.

  1. Отсутствие четкой организации жизни ребенка

Режим, четкая организация дня, понятный круг домашних обязанностей, например, что через день надо выносить мусор, два раза в неделю покупать продукты, раз в убирать квартиру, помогает почувствовать подростку контроль над своей жизнью. Если в его повседневной жизни царит хаос и постоянная спонтанность, то вряд ли можно ожидать от него организованности в учебе.


  1. Отсутствие единства требований со стороны родителей

Нередко мама и папа, бабушки и дедушки не могут договориться о том, по каким правилам должен жить подросток. И он достаточно быстро понимает, что всегда можно найти лазейку в требованиях, если они у родителей разные. Всем взрослым в семье надо договориться и придерживаться единой линии, чтобы ребенок знал правила.

  1. Некорректные методы воспитания

К плачевным последствиям приводит подавление личности. Оно часто озвучивается фразами: «Ты пока еще никто», «Тебя не спрашивали », — а также сопровождается угрозами, физическими наказаниями или, наоборот, излишними заискиваниями: «Ну, сделай, пожалуйста, я тебе разрешу еще два часа в телефон играть» . Родители слишком жестко или слишком мягко себя ведут. Это давление или манипуляции, которые наносят подростку психологический вред, подавляя или развращая его.

  1. Завышенные требования без учета объективных возможностей ребенка

Возможно, подросток отказывается учиться не потому, что ленится. Это может быть особенностью умственного развития, усталостью или физическим недомоганием. Некоторые родители считают, что чем строже и требовательнее они относятся к ребенку в учебе, тем более ответственным и прилежным он будет. Увы, это не так. При этом они совсем не хвалят ребенка. Зато отказ ребенка воспринимаются негативно. Это приводит к тому, что ответственность ребенок начинает воспринимать, как тяжкий груз, от которого он устает и пытается избавиться. Он не уверен в себе, считает, что все равно не сможет заслужить высокой оценки со стороны родителей, поэтому даже и не старается.

  1. Привычка всегда быть на стороне учителя

Родители стремимся поддержать авторитет учителя в глазах их ребенка, но иногда встают на сторону педагога бездумно. Подросток должен чувствовать, что родители – это те люди, которые его поддержат и защитят в случае несправедливости. Тогда он будет увереннее чувствовать себя в школе, не будет бояться лишний раз ответить на обвинения. Это сделает подростка более спокойным.

  1. Высмеивание ребенка, частые негативные оценки

«Ты не способен даже на такую элементарную вещь? У тебя это не получится, даже не пробуй! ». К сожалению, родители говорят это своим детям. Эти некорректные приемы воспитания касаются родительской эмоциональной реакции и означают дискомфорт и ощущение беспомощности, которые чувствует сам родитель. Когда у родителей исчерпывается воспитательный запас, они злятся, обижаются, боятся, но он не хотят это признавать и вымещать эти негативные эмоции на ребенка. Подросток под такой атакой закрывается, перестает доверять родителям или начинает активно обороняться, нападать в ответ и отказываться выполнять требования, предъявленные в такой форме.

  1. Требование безусловных успехов в учебе, наказание за плохие оценки

Плохо, когда родителей не интересуют обстоятельства, а только оценки. А ведь оценка отражает результат процесса обучения. Подросток мог стараться, но просто что-то не понять, упустить. Учителя не случайно просят детей делать работу над ошибками, чтобы ребенок разобрался, что и почему он сделал не так, за что он получил ту или иную оценку. Родители могут помочь ребенку проанализировать, что и почему не получилось: «А как ты это делал? А с чего ты начал? А почему здесь ты сделал именно вот так? »


Какие еще могут быть причины?

  1. Неблагополучие, напряженная обстановка в семье

Если в семье есть разлад между родителями или другими членами семьи, и подросток становится свидетелем частых конфликтов, негатива, то ребенку трудно прилагать усилия к учебе. Он переживает, устает эмоционально и физически, и ему не хватает сил на школу.

  1. Неблагополучие в классе

Родителям важно разобраться, нет ли у их ребенка проблем в школе. Возможно, у него не сложился контакт с учителем или способы коммуникации учителей не самые приятные. Или у ребенка могут быть проблемы со сверстниками: обижают, травят, не принимают. Может, просто период такой — поссорился с друзьями, в начале учебного года узнал, что лучший друг ушел в другую школу, а нового пока не нашел, влюбился в девочку.

  1. Отсутствие цели

Действительно, порой подростку трудно понять, зачем в жизни ему пригодятся те или иные знания или умения. Важно помочь ребенку это увидеть на наглядных примерах. А главное — дать ему понять, что учеба помогает человеку развиваться. Навыки быстрого обучения помогают во взрослой жизни — человек быстрее осваивает новые отрасли работы, быстрее адаптируется к новой ситуации.

Какие навыки нужны ребенку, чтобы УМЕТЬ учиться:

  1. Умение прилагать усилия

У него должен быть практический опыт проживания ситуации, когда нужно постараться, приложить усилия, чтобы что-то получить. Например, с самого раннего детства ребенок должен стремиться к чему-то сам: дотянуться до игрушки, позже – самому вырезать что-то из бумаги, в младшем школьном возрасте – доделать начатое дело до конца, получить желаемую вещь только в результате своего труда. То есть надо сформировать навык регуляции своего поведения.

  1. Умение действовать по инструкции взрослого

Опять же с раннего детства ребенок повторяет все за родителями и так учится. В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте ребенок должен научиться не только повторять за взрослым, но и воспроизводить действия по инструкции самостоятельно.

  1. Умение организовывать себя

Для этого у ребенка с самого детства должны быть свои полки в шкафу, свои тумбочки, ящики, коробки. Он должен знать, где что лежит в доме и почему. Он должен понимать режим дня и осознавать, что за чем идет. Он должен жить по режиму и видеть, что взрослые тоже следуют распорядку. В школьном возрасте, как можно раньше, он должен знать, сколько времени уходит на выполнение того или иного задания, чтобы впоследствии уметь рассчитывать свое время.

  1. Умение разбивать массив учебных задач на мелкие шаги

Когда ребенок видит «махину» того, что нужно сделать, он говорит: «Нет, это невозможно! » и отказывается от выполнения. Большая и трудная работа не кажется такой страшной, если разделить ее на части и делать последовательно. Если не делать большие дела, то они сами не исчезнут, а накопятся и станут еще больше: из маленького снежка они превратятся в большой снежный ком.

Первопричина важнее борьбы с последствиями. Первый шаг к повышению учебной мотивации ребенка – это устранение истинных причин его кризиса. Важно уменьшить негативное влияние событий и обстоятельств, которые привели к снижению интереса к учебе. Помните, что хочет учиться только тот ребенок, которого поддерживают, хвалят за успехи, принимают как личность и доверяют. Объясните ребенку, что школа – это всего лишь этап, и помогите его пройти с удовольствием, вместе и несмотря на любые трудности.

Разобраться во всем трудно и вам, и самому подростку, поэтому если в какой-то момент станет тяжело и захочется обсудить это с профессиональными психологами, даже просто выговориться, то смело звоните 8 800 2000 122!

Звонок бесплатный и анонимный!

Ваш надежный семейный помощник — ваш Детский телефон доверия

Проблемы с детьми подросткового возраста были, есть и будут. Бурный физический рост и половое созревание вызывают кризис, порождающий трудности в обучении и воспитании подростка. Как же быть родителям, если ребенок наотрез отказывается учиться? Ведь данный период приходится на важный этап обучения. Подростки должны определяться с будущей профессией, делать первые важные шаги будущей взрослой жизни.

Почему дети в подростковом возрасте не хотят учиться: разбираемся в причинах

«До 6-7 класса сын отлично учился. В дневнике – одни пятерки, от учителей – сплошная похвала. И вдруг, ни с того ни с сего желание учиться пропало, на уме – компьютер и улица. Что делать, не знаю?» — примерно такими проблемами озабочены многие родители в определенный момент жизни.

Прежде чем паниковать или обвинять кого-то в данной ситуации, необходимо разобраться в том, что же вызывает такое стойкое нежелание учиться.

Психологи выделяют несколько основных причин, по которым подростки отказываются учиться:

  1. Половое созревание.
  2. Стремительный физический рост.
  3. Проблемы с сердцем как следствие физического роста.
  4. Смена эмоционального фона.

Как же половое созревание влияет на обучение детей?

В период полового созревания процесс возбуждения довольно быстрый, а вот торможение, наоборот, замедленное. В связи с этим молодого человека любая мелочь способна завести, раздражать, заставить нервничать. Успокоиться непросто. Естественно, что в таком состоянии усвоить учебный материал очень трудно.

Стремительный физический рост подростка

Быстрое физическое развитие приводит к тому, что кости ребенка растут непропорционально. Результат: постоянная усталость, быстрая переутомляемость.

Причина усталости кроется иногда в сердце

Многие начинают жаловаться на сердечные боли, так как сердце не успевает расти. Сердечные спазмы вызывают проблемы при подаче кислорода в мозг. Поэтому дети начинают плохо соображать, внимание у них рассеяно, память слабая.

Эмоциональная неустойчивость подростков

На фоне гормональных всплесков подростки часто эмоционально неустойчивы, то есть подвержены психозам, упадку настроения. Особенно ярко эти признаки проявляются у девочек в связи с .

В идеале нужно вместе с сыном (дочкой) посетить психолога . Однако мы понимаем, что в силу разных обстоятельств не все имеют такую возможность.

Как правильно объяснить, зачем нужно учиться? Или, может быть, правильно: «не хочешь -не учись» -какую позицию нужно занять родителям?

Вот как комментирует ситуацию, психолог из Санкт-Петербурга Гранкина Дарья:

Привить вкус к учебе можно любому человеку и в любом возрасте. Подростку необходимо предоставить спектр знаний о будущей жизни. Объяснить причинно следственные связи. Но не стоит говорить, что если он не будет учить алгебру, то будет мыть унитазы в плацкарте, хотя, и это тоже кто-то должен делать. Мы должны дать ребенку знания, ресурсы и альтернативы. Знания не сухими фактами, а как процесс познания этого мира. Альтернатива в том, что ребенок может и должен пробовать свои возможности во всем, исследовать. С ресурсами, понятно о чем речь. Конечно, это не полная свобода, но аккуратное сопровождение.

Можем ли мы мотивировать на учебу? Мотивировать= манипулировать, а мы не этого хотим же. Потому деньги, уговоры и угрозы не действенный метод.

У подростка в этом возрасте масса вопросов к обществу и миру. Кто я, зачем я, что меня ждет, что ждет страну, как правильно жить…? И конечно они не настолько странные, чтобы не понимать, что учиться им все же надо. Но школа, это рутинная работа, а внутри раздирают другие проблемы.

Есть еще немаловажный аспект, ребенок не хочет учиться или НЕ МОЖЕТ этого делать? Возможно, надо снизить ожидания и понять, что хорошо не всегда 5, оценка 3 тоже хорошая. Надо понимать, что учиться, надо учиться. Это и режим, и система. Если этого не было с начальных классов, то возможно надо именно сейчас упорядочить график и свой и ребенка.

Вообще, во всем, что касается детей надо начинать терапию с себя. Например, самому пойти на любые курсы, хоть компьютерные, вязания или латины. Этим Вы покажете Вашу способность приспосабливаться к новым веяниям и желание учиться новому, Вашу открытость миру. Вспомнить себя в этом возрасте очень полезно. Начать ходить с ребенком в музей, планетарий, зоопарк, да, наконец, книгу вечером почитать. Можно начать мягче и издалека, пойти с ребенком на концерт, в кино на новый фильм, попросить его объяснить, в чем суть его компьютерной игры. Это же уже общение, это уже обмен информацией, который подразумевает от вас отдачу и интересные диалоги, стимулирующие ребенка на познавательную деятельность. Ни в коем случае не опускать руки и не прятать голову в песок. Это Ваш ребенок и Вы можете ему помочь. С этим можно работать.

Как определить родителям, почему подросток не желает учиться?

Итак, родители столкнулись с проблемой: «не хочу учиться». Как действовать?

Для начала нужно выяснить, а что является главной причиной:

  • А зачем нужно учиться?

Очень часто причина лежит на поверхности, а мы ее порой не видим или не хотим видеть. Подросток не понимает, зачем ему нужно учиться. В самом деле, мама такая умная, два высших образования имеет, а работает за нищенскую зарплату в школе. Зато тетя Маша, знакомая из соседнего коттеджа, ездит на иномарке, каждый год летает в Париж, в школе была – двоечница. Немного утрированная картинка, но все же.

Родители должны планомерно, на живых примерах объяснять ребенку выгоду обучения, рисовать ему будущие перспективы: возможность посмотреть на мир, изучить культуру, языки, сделать великие открытия, иметь интересную профессию.

  • Взаимоотношения с учителями и сверстниками

Нежелание учиться может быть связано с взаимоотношениями со сверстниками или учителями. Все дети разные по характеру, темпераменту, уровню воспитания. В школе им предстоит не только усваивать предметы, но и нормы поведения, учиться жить в коллективе, устанавливать контакт с окружающим миром. К сожалению, не у всех это получается гладко. Естественно, если учащийся чувствует себя в школе неуютно, его обижают, над ним смеются или не замечают, желания учиться у него не возникнет .

  • Семейное благополучие

Неизбежно на успеваемость ребенка в школе влияет семейное благополучие или его отсутствие.

Ссоры между родителями, аморальное поведение взрослых членов семьи негативно влияет на поведение школьника, его восприятие окружающей действительности.

«Плохая компания» может стать причиной понижения успеваемости подростка и . Происходит это потому, что стать своим в уличной компании можно только при условии «забивания на учебу» (извините за сленг).

  • Гиперактивность у подростка

Ребенок проявляет крайнюю нетерпимость к учебе, не может сосредоточиться на уроках при гиперактивности.

  • Зависимость от гаджетов

Одной из причин угасания интереса к школе становится чрезмерное увлечение средствами современной техники.

Зависимость подростков (и не только) от всевозможных гаджетов, погружение в виртуальный мир, пресыщенность ненужной информацией извне отгораживает его от неинтересного процесса обучения в школе.

Что делать, если подросток 13-15 лет не желает учиться: советы психолога

Подчас мы, родные и близкие, из благих намерений допускаем настолько серьезные ошибки в отношении наших детей, что только усугубляем ситуацию. Опытные психологи на основе системного изучения поведения подростков вывели несколько хороших советов и правил, которым нужно следовать при установлении контакта с ребенком 13-15 лет.

Все очень ясно и просто, главное, следовать правилам регулярно:

  • Обеспечьте своему чаду такой режим труда и отдыха , чтобы он мог ежедневно проводить время на свежем воздухе. Это может быть прогулка, пробежка или езда на велосипеде. В это время мозг получает кислород, ребенок заряжается позитивной энергией, а тело получает необходимую ему норму физической нагрузки.
  • Сон- главный помощник . Установите за правило спать не менее 8-9 часов в сутки. Ничто так не восстанавливает память и внимание, как полноценный сон.
  • Распределите школьную нагрузку . Ребенок не должен переутомляться. Если ребенок только что пришел со школы, не нагружайте его уроками, дайте 1-1,5 отдохнуть.
  • Ваш ребенок вырос, он хочет казаться взрослым , часто дерзит, показывает свой крутой нрав. Но он все равно остается вашим ребенком и нуждается в простом дружеском общении. Контакт не должен сводится к дежурным вопросам: «Как дела?», «Хочешь есть?» и пр. Отложите дела и поговорите. Покажите, что вы интересуетесь жизнью сына (дочери) как полноправного члена семьи и не считаете его неразумным малышом. Даже в ответ на его дерзости проявляйте такт и выдержку. Именно этим и отличаемся мы, взрослые, сформированные личности.
  • Дети в этом возрасте хорошо запоминают интересный материал . Поэтому совет психологов как родителям, так и учителям: заинтересуйте ребенка предметом. И тогда он будет с радостью ходить на уроки, а учеба превратится для него в увлекательное путешествие в мир наук.
  • Если причина в конфликте с одноклассниками, учителем , и конфликт не разрешается положительно, лучше поменять по возможности учителя или школу, дабы не усугублять ситуацию.
  • В случае проблем именно с усвоением конкретного предмета можно нанять репетитора или самостоятельно помочь ребенку ликвидировать пробелы.

Не открещивайтесь от проблем, делая вид, что вы их не замечаете. На самом деле, сегодняшнее нежелание учиться может перерасти в гораздо более серьезные проблемы, если это не контролировать.

Дети очень остро чувствуют отношение взрослых . Стоит лишь ненадолго ослабить внимание, и вы упустите подростка. Каждый родитель как никто знает и чувствует своего ребенка. Нельзя подогнать поведение любого подростка под общие шаблоны.

Каждая личность в зависимости от темперамента, социального уклада, конкретной ситуации требует индивидуального подхода.

Не хочу ходить в школу!

Лень раньше него родилась.

Поговорка .


Что делать родителям, если подросток все настойчивей заявляет «не хочу учиться»?
Под любым предлогом он старается остаться дома или уйти из школы – то голова болит, то горло, то живот.
И если в начальных классах частые признаки недомогания ребенка вызывают сочувствие, то жалобы детей постарше кажутся взрослым подозрительными. Когда законные варианты пропустить школу исчерпываются, начинаются откровенные прогулы. Какое-то время подросток может обманывать, делая вид, что идет утром в школу и даже может на урок заглянуть, но при первой же возможности сбегает.


В это время родители наивно надеются, что поможет жесткий контроль, сопровождение до школы, «передача» подростка «из рук мамы-папы в руки школы», всяческие санкции, угрозы и пр.
Но наступает момент, когда родители вынуждены признать – сын (дочь) в школу ходить не будет, и они ничего с этим поделать не могут. Наказания со стороны родителей, санкции со стороны школы, комиссии и прочие неприятности - уже бесполезны.


И, хотя последующий ход событий – это «хождение по мукам» и подростка и его родителей, все же дальнейшая судьба молодого человека не обязательно будет определяться его отношениями со школой. Жизнь продолжается. Есть немало примеров, когда бывшие прогульщики устраиваются на работу, оканчивают вечернюю школу и даже получают высшее образование, делают карьеру и благополучно устраивают свою жизнь.


Конечно, эта категория школьников относится к группе риска в социальном плане, именно среди них оказывается больше тех, кто так и не адаптируется к социальным требованиям, не закончит школу, не получит хорошую профессию, окажется безработным.


Но вернемся к тому моменту, когда проблемы только начинаются. Можно ли вовремя заметить первые признаки беды (а ведь это беда, если ребенок не будет ходить в школу)?
А если их заметить – можно ли «подстелить соломку», предупредить школьную дезадаптацию?
Как и в других серьезных случаях – нельзя дать один волшебный совет на всех, а нужно разбираться в каждом конкретном случая. Мы сейчас рассмотрим один типичный случай, а в дальнейшем поговорим и о других.

Случай 1. “Лентяй” или ребенок с неустойчивым характером.

Подросток 12 лет учится в 6 классе. Родители ответственные, образованные, семья благополучная, есть старшая сестра, заканчивает школу с хорошими оценками, и брат-студент. Отношения в семье хорошие.
С 5 класса мальчик стал иногда прогуливать уроки, но, благодаря строгости родителей, все-таки сдал все «хвосты» и перешел в 6 класс. В 6 классе дела пошли хуже, он стал обманывать родителей и учителей, прогулы стали регулярными.


Особенности развития в дошкольном возрасте.
В раннем детстве особых проблем не было. Роды были своевременные, но очень быстрые. Ребенок родился крупный, на первом году была мышечная спастика, поэтому ему не один раз делали курсы массажа. Сон был беспокойный, ночью ребенок часто менял позы, ноги нередко оказывались на подушке, вскрикивал во сне. Днем спал очень редко.


Мальчик физически развивался хорошо. Характер живой, активный, общительный, любознательный. В дошкольном возрасте особых хлопот не доставлял, разве что отличается нетерпеливостью, упрямством, спорами по любому поводу, настырностью. Трудно было уложить спать, засыпание превращалось для родителей в длительную борьбу. Утром чаще всего вставал «не с той ноги», был сердит, проявлял негативизм. Но в детский сад ходил с удовольствием, любил играть с детьми, стремился к лидерству. Но при «ущемлении» интересов б ыстро возникал гнев, в гневе применял силу, мог ударить чем попало, зло кричал, обзывался, не подчинялся воспитателям, оказывал сопротивление. Были трудности приучения к правилам и особенно к порядку и аккуратности.

Но все же ребенок вызывал у окружающих симпатию своей живостью, добротой, общительностью, спонтанностью, эмоциональностью. Игры предпочитал «в обществе», шумные, с визгом и с борьбой. Когда оставался один, игрушки его не вдохновляли – слонялся по дому, приставал к матери, отцу: «ну поиграйте со мной».
Любил, чтоб ему читали одну и ту же книжку по несколько раз, от новых книг быстро отвлекался, терял интерес, не слушал.


Очень любил сладости, особенно конфеты, варенье. На праздниках, когда контроль отсутствовал, наедался до тошноты, до рвоты. Если его ограничивали, прятали сладости, тщательно искал, брал без разрешения. Если сладкого не было дома – без конца приставал к родителям «дайте конфетку».
До школы и в начальных классах занимался борьбой, потом футболом. Тренеры хвалили, но делали замечание – нарушает правила, ленится, не любит «оттачивать» приемы, импульсивен, нетерпелив, очень злится и дуется при поражениях в игре. Иногда после неудач или замечаний отказывался идти на тренировки. Несколько раз уже в школе начинал ходить на разные занятия по интересам: рисование, игра на барабане, шахматы, театр - но интересы сменяли друг друга, не захватывая ребенка надолго. Все ушло в прошлое, как футбол и карате.


Школьные годы
С первого класса не отличается рвением к учебе, но под контролем родителей довольно неплохо учился и переходил из класса в класс с неплохими результатами.
В школе на уроках более или менее успешно включается в учебный процесс, но часто отвлекается на шалости, игры, разговоры, смех. Оценки получает довольно пестрые - и пятерки, и тройки, и единицы. Часто забывает дома тетради, учебники, теряет школьные принадлежности, забывает выполнять или игнорирует домашние задания. Легко дает обещания, но не выполняет их. Время от времени берется «за ум», начинает жизнь «заново» и какое-то время ему это удается. Тетради и учебники грязные, мятые. Аккуратность, порядок - остаются недосягаемым идеалом. В начальной школе с помощью родителей выполнял домашние задания, но все чаще и чаще лгал, что, дескать, уроки не задавали или он их сделал в школе.
Учителя говорят: «Лентяй - вот и весь разговор! Парень неглупый, если захочет – может учиться на 4 и 5, но лень, безответственность и тяга к развлечениям его погубят! Больше контролируйте, заставляйте работать, будьте с ним строже, оградите от плохих друзей – и парень возьмется за ум”.
Совет вроде бы простой и дельный, но выполнить его родителям не удается.


Психологический портрет.
Интервью с родителями (даже в отсутствие ребенка) позволило сделать вывод, что у ребенка возбудимая психика. Об этом говорят особенности его развития и поведения, описанные выше.
В основе повышенной возбудимости могли лежать и биологические факторы (токсикоз, быстрые роды), и генетические (были родственники с похожими характерами). Большой вклад делают и воспитательные стратегии (например, либеральный стиль воспитания).


Возбудимые дети отличаются неустойчивостью психической активности и импульсивностью. Поэтому их часто называют импульсивными. Под психической активностью здесь понимается определенный уровень энергичности и возбужденности. Активность психических процессов является основой для внутренней инициативы, целенаправленности и сосредоточенности на цели. Активность не нужно путать с реактивностью психики, которая возникает в ответ на внешние или внутренние раздражители. Поговорка про лентяя оказывается справедливой - ребенок рождается, а его психика еще до рождения имеет те особенности, которые и будут причиной его "лени".

Например, активный ребенок бежит, т.к. у него есть осознанная цель - ему нужно куда-то добежать или кого-то обогнать или бежать на скорость. А “реактивный” ребенок будет бежать бесцельно, т.к. бегут другие или “оно само бегается, не знаю почему”. У возбудимого ребенка поначалу может импульсивно возникнуть цель, но он быстро потеряет к ней интерес, если надо много”напрягаться”. Его внимание не задерживается долго на том, что не связано с удовольствием. При этом у многих детей возбудимого круга нередко возникает застревание на приятной деятельности и на неприятных эмоциях, что вводит взрослых в заблуждение относительно его упорства, настойчивости и энергии. Все, что приятно и не требует усилий ребенок хочет продлить как можно дольше, а то, что требует усилий, быстро истощает его психику, вызывает сопротивление или раздражение.

По всей видимости, именно повышенная возбудимость или реактивность есть "дефект" психики и причина истощаемости.
Импульсивные дети часто бывают эмоционально неустойчивы. Нетерпеливость есть проявление истощаемости, которая порождает плохое настроение, раздражительность и повышенную агрессивность.
Отсюда - проблемы эмоционального контроля, развития волевой, социальной и нравственной сферы (трудности присвоение социальных норм, неспособность противостоять эгоистическим импульсам, направленным на удовольствия и развлечения, проблемы усилий).
Сюда добавляется пассивность(лень) при отсутствии интереса или мотива, внутренняя пустота, когда ничего не побуждает к действиям изнутри или извне. Благим начинаниям и собственной инициативе часто не хватает энергии для реализации, поэтому возбудимые дети легко бросают начатое. Зато они быстро поддаются влиянию извне, особенно со стороны приятелей. Они таковы - каково их окружение. Их легко увлечь и доброй и злой идеей "за компанию".


Среда и окружение оказывает на них сильное влияние. Дружелюбная, хорошо организованная и структурированная среда - главное условие для обучения и уравновешенного поведения таких детей. Импульсивный ребенок подчиняется дисциплине, если все делают одно и то же, работа ему по силам, и его усилия замечаются и одобряются.
Такой ребенок выглядит неутомимым, когда его деятельность мотивируется его интересами и влечениями, он даже готов потрудиться, если получит желаемое вознаграждение. Если в школе каждое его усилие вознаграждается хорошей оценкой, похвалой, другими положительными последствиями, то он готов «горы свернуть».


Но реалии жизни таковы, что и учителя и родители по мере роста детей уделяют им все меньше позитивного внимания. Привычными становятся знаки негативного внимания: замечания, выговоры, упреки, плохие оценки. Например, учитель говорит: « Если дети ведут себя хорошо, их дневники будут чистыми от замечаний и родители не получат неприятных сообщений». А мама ребенка скажет: «Чем быстрее он сделает уроки, тем больше будет у него свободного времени и его никто не будет ругать» Для возбудимого ребенка этого недостаточно. Слишком высока цена – усилия непомерны для такой психики, когда нет достойной цели. Чистый дневник и отсутствие замечаний не мотивирует - нет предвкушения радости и удовольствия. В подростковом возрасте, когда общение выходит на первый план, отсутствие учебной мотивации становится очевидным.


Что же получается – родители и учителя должны только тем и заниматься, что мотивировать ребенка по любому пустяку, т.е. подкреплять наградой каждое усилие ребенка? Это уже похоже на дрессуру, когда с животным отрабатывают трюки или приучают к чему-либо, используя разные подкрепления (кусочки мяса, сахар, поглаживания). Конечно, нет!


Мотивация и сила воли.
Мотивация человеческого поведения, в отличие от поведения животных имеет сложную структуру сочетания и соподчинения мотивов. Не вдаваясь в глубины психологической науки о мотивации (которая имеет несколько направлений, каждое из которых по-разному объясняет, почему человек ведет себя так или иначе), в рамках данной статьи попробуем понять основное различие в мотивации человека и животного. Поведение животного определяется его потребностями, связанными с выживанием, им управляют инстинкты. Но, чем сложнее психическая организация животного, тем больше заметна у него тенденция ослабления инстинктов и появление других мотивов (например, голодная домашняя собака оторвется от еды, если вошел член семьи, которому она обрадовалась). Мотивационная система человека включает потребности, которые «роднят» его с животными (биологические нужды выживания, защищенности и телесных удовольствий) и чисто человеческие потребности, детерминированные социальными ценностями и идеалами, к которым человек тяготеет сознательно или бессознательно. Уровень развития личности определяется и тем, что человек может управлять своими мотивами, отдавая предпочтение потребностям более высокого уровня, чем биологические.


Как мы можем это наблюдать у детей?
Трехлетний ребенок снова и снова обращает свой взгляд на вкусные ягоды клубники, лежащие на тарелке и предназначенные его брату. Свои ягоды он уже съел. Вся семья сидит в другой комнате, и он никого не видит. За ребенком издалека с интересом наблюдает отец. Ребенок подходит к тарелке, тянет руку и тут же отдергивает, приговаривая “нельзя!, нельзя!” Налицо два конкурирующих мотива - эгоистический, связанный с удовольствием от еды, и другой - ценностный, связанный с “идеальным Я”(хороший мальчик не берет чужое).

Между побуждением и действием есть некий ”зазор”, где происходит борьба мотивов. Какой мотив победит? Как бы то ни было, нужно похвалить ребенка уже за то, что он пытался справиться с соблазном, даже если он не удержался и съел ягоду! В борьбе мотивов формируется его сила воли.
Импульсивный ребенок, скорее всего, быстро съест ягоды и не успеет даже подумать о чем-то или о ком-то. Между побуждением и действием нет “зазора” и нет никакой борьбы мотивов - возникшее желание тут же импульсивно удовлетворяется. Такие дети живут данным моментом - для них нет прошлого и будущего, нет последствий, есть только “здесь и теперь”. И есть безудержное влечение к к удовольствиям и радостям жизни! Для этого преодолеваются все преграды, и на помощь приходит агрессивность, напористость, дерзость, интуиция, изобретательность, вранье, ловкость, находчивость, практичность.

Родители ошибочно называют напористость и давление на других силой воли, но это лишь сила примитивных влечений и никакой борьбы мотивов. Главная проблема импульсивного ребенка - слабая сила воли. А ведь волевая сфера человека включает способность к усилиям, терпеливость, выдержку, организованность, целеполагание, настойчивость в достижении целей, предвидение последствий, ответственность и прочие качества, которые вырабатываются с усилиями. Без этих способностей практически невозможно успешное обучение, а в дальнейшем - нередко возникают проблемы и на работе, и в семье.

Нравственная сфера личности формируется также через преодоление эгоистических побуждений. Поэтому позднее у людей этого типа нередко возникают проблемы соблюдения социальных норм, проблемы трудоустройства, нарушение законов, аддиктивное(зависимое) поведение и пр.

Становление характера.
Характер ребенка в основе своей определяется свойствами центральной нервной системы и далее на него оказывают влияние множество других факторов - это и характер привязанностей, и условия жизни, и стиль воспитания в семье, и те обстоятельства, в которых он добивается своего или терпит неудачи, и т.д. и т.п.
Большое значение имеет то, как складывается самооценка ребенка. В раннем возрасте она есть продукт отзеркаливания. Дети почти ничего не знают о себе, но зато слышат, видят, чувствуют, читают во взглядах то, как их воспринимают окружающие. Чем меньше недовольства, упреков, наказаний и сердитых взглядов и чем больше позитивных реакций на ребенка и его поведение со стороны окружения, тем выше его самооценка, тем больше веры в свои силы и уверенности в себе.


К сожалению, возбудимый ребенок из-за своей импульсивности и нетерпеливости, плохого настроения и агрессивных вспышек, получает массу негативных откликов на себя и свое поведение. Невозможность самому изменять или контролировать свое поведение приводит к формированию негативизма, усиливает агрессию, но никак не уменьшает импульсивность.


Стиль родительско-детских отношений также влияет на формирование характера ребенка.
Если родители чаще проявляют мягкость и непоследовательность в требованиях, а также обидчивость и инфантильность, то ребенок быстро берет власть в свои руки и становится дерзким и напористым,эгоистичным, а если же родители строгие, авторитарные, использующие команды, критичные и отвергающие, то ребенок «дуется», сердито обижается, ворчит, неохотно подчиняется и в его характере закрепляется негативизм и враждебность.
Лучшее решение: будучи твердыми и разумно требовательными (ребенок должен убедиться, что родители уверены в своих решениях), проявлять при этом внимание к чувствам ребенка и учитывать особенности его психики.

Три основных правила в отношениях с импульсивным ребенком или подростком
Правило 1.
Ребенок нуждается в положительном отзеркаливании того поведения, которое вы желаете в нем видеть!
Он должен обнаруживать такое поведение и понимать, как это у него получается - заставлять себя! И ему нужно помочь это увидеть. Т.е., родителям нужно замечать минимальные проявления терпения, настойчивости, усилий, наличие борьбы мотивов, умение противостоять соблазнам и стремлению к удовольствиям, а затем выразить свое положительное эмоциональное отношение к преодолению лени.


Примеры.
-Я видел, как тебе хотелось продолжить компьютерную игру, но ты все-таки пошел делать уроки!(В голосе звучит уважение, но не стоит вспоминать, что вы уже десяток раз напомнили ему об этом)
- Ты сегодня положил свою одежду на стул - приятно видеть (обычно она валяется на полу)
- Ты устал, но продолжаешь работать - это вызывает у меня уважение (даже, если он из-за лени поздно взялся за работу).
Разговоры подобного типа помогают ребенку(подростку) отрефлексировать свою внутреннюю борьбу. Тогда у него появляется способность наблюдать за собой и давать себе указания.


Правило 2.
Способствуем развитию сознания и самосознания ребенка или подростка. Мы понимаем, что противостоять своей природе (т.е. таким свойствам психики как истощаемость и импульсивность - в нашем случае) сможет только он сам, давление со стороны других людей малоэффективно. Поэтому мы помогаем ребенку понять природу его трудностей и проблем.


Мы знаем, что дети с недостатками слуха, зрения, речи или с нарушениями здоровья, встречают у других людей сочувствие и понимание, так как их проблемы очевидны. Проблемы же детей с особенностями психики часто не очевидны, особенно, если внешне дети выглядят крепкими и здоровыми. Их поведение объясняется дурным воспитанием или кажется злонамеренным. Задача взрослых - помочь ребенку узнать и понять свойства своей психики. Он должен понимать, что лень- это не просто осуждаемая черта характера, а отсутствие психической энергии и только он сам может себе помочь, преодолевая это состояние.

Можно привести пример, как человек со слабыми мышцами и в самом деле устанет раньше других. Но он может тренировать свои мышцы, хотя это и нелегко. Кроме того, нужно дать знать об этой проблеме и другим взрослым, которые взаимодействуют с такими детьми. Взрослые должны понять, что задача развития силы воли непроста(чтоб развить силу воли нужна сила воли), это знает каждый на своем примере, но импульсивным детям она особенно тяжела, они нуждаются в поддержке.


Правило 3 .
Нужно помочь ребенку осознать, что у него есть идеалы, есть желание быть сильным, честным, смелым, умным и пр. В то же время у него есть более примитивные желания, направленные на получение удовольствие или на сиюминутное отреагирование чувств, и при этом внутри идет борьба. На исход этой борьбы он может влиять сам.


Ребенок, осознающий борьбу своих желаний, имеет возможность принять осознанный выбор.

В известной притче подросток-индеец спросил старого вождя -”Я слышал, что в человеке живут два волка - белый и черный. Белый волк направляет его на добрые дела, а черный- на злые. Какой же волк, в конце концов, побеждает?” Вождь ответил: - “Побеждает тот, которого ты кормишь.” Старый индеец помогает подростку осознать, что он сам решает какого “волка покормить ”, т.е., обеспечить ему победу.

В идеале ребенок или подросток с одной стороны изучает свой характер и свою психику через отзеркаливание себя в глазах других и через рефлексию своих мотивов, а с другой начинает обнаруживать, что он сам распоряжается своей жизнью, руководствуясь своими идеалами. Дальнейшее самопознание ведет к тому, что подросток учится различать, какие мотивы он сам в себе одобряет, а каким мотивам он должен сказать “нет”.

Людмила Кудрявцева

В возрасте 12-14 лет большая часть родителей сталкиваются с тем, что подросток не хочет учиться, обманывает, частенько пропускает занятия. Ситуация эта достаточно сложная, и бороться с ней нужно комплексно.

Как помочь ребенку пережить трудный период

Важно: родители должны именно помочь, а не грозить и не запугивать (на подростка это не действует).

Оцените нагрузку. Возможно, ваш ребенок 6-7 дней в неделю учится, посещает кружки, спортивные секции и у него просто нет времени, чтобы сходить в кино или погулять с друзьями во дворе? А может вам вообще все равно, есть ли у ребенка возможность общаться со сверстниками. Естественно, при такой нагрузке. Важно: нагружая сверхнормы, вы не делаете ребенку хорошо, вы делаете ребенку плохо.

Проблемы со сверстниками. Часто по тем или иным причинам дети могут посчитать другого изгоем или не таким, как они. Как следствие, подростка обижают и обзывают, из-за этого он прогуливает. Выяснить это довольно сложно, поскольку напрямую ребенок в таком не признается.

Проблемы с учителями. Иногда ребенка начинает "гнобить" какой-то из учителей. В этом случае именно эти уроки и прогуливает чадо.

Полное отсутствие контроля. Иногда родители настолько доверяют ребенку, что упускают что-то важное, и доверие превращается в полную расхлябанность.

Первая любовь, чрезмерное увлечение компьютерными играми, неблагополучная ситуация в семье - популярные причины подросткового бунта.


Что делать?

общайтесь на равных - ваш ребенок уже почти взрослый, его проблемы - центр мира для него, попробуйте ему помочь, но для этого человека нужно понять;

доверяйте. Если мама и папа насмехаются над проблемами и неудачами школьника младших классов, в подростковом возрасте вы не сможете найти общий язык. Работать над отношениями нужно с детства;

помогите с проблемным предметом, наняв репетитора. Решите медицинские проблемы: очки можно заменить линзами, прикус исправить у стоматолога, а хромоту - у ортопеда. Постарайтесь решить проблемы реально.

Важно: переведите ребенка в другую школу, отведите его к психологу, пригрозите учителю, притесняющему ребенка- сделайте все, что сможете!

Илья Базенков, психолог

Подросток не хочет учиться. Что делать?

«Подросток не хочет учиться, ему ничего не интересно, раньше учился с удовольствием, а теперь не хочет» - это типичные жалобы родителей и учителей.

Учебная мотивация школьников часто падает после перехода ребенка из начальной в среднюю школу. Но с чем это связано, и что в связи с этим могут сделать взрослые? Сразу скажем, что это частое явление, связанное с возрастными изменениями. Впрочем, об особенностях подросткового периода написано много, повторяться не будем. Остановимся на главном.

1. Ведущей деятельностью у подростков становится общение со сверстниками, нередко – в ущерб учебе. Влияние родителей на подростков уменьшается по сравнению с младшим возрастом.

2. У подростка возникает потребность в самостоятельности, ощущении собственной «взрослости», как следствие - повышенная чувствительность к оценке его личности со стороны окружающих, ранимость.

3. Самооценка подростка может резко колебаться в зависимости от обстоятельств.

4. Неустойчивость интересов подростка. Он может увлечься чем-нибудь, а через некоторое время охладеть, особенно в том случае, если его интерес не подкрепляется вниманием со стороны значимых для него окружающих.

5. Дальние перспективы, долгосрочные планы подростком часто не воспринимаются. Он находится «здесь и сейчас».

Разумеется, многое зависит от индивидуальных особенностей. Но в целом все вышесказанное в той или иной степени относится ко всем подросткам, хотя проявляться может по-разному, в зависимости от темперамента и характера.

Вернемся к учебной мотивации или, говоря простым языком, желанию подростка учиться. И главной проблеме - что делать родителям, если подросток не хочет учиться? Очень часто родители задают вопросы. - как заставить учиться подростка или как объяснить подростку, что надо учиться.

Но прежде чем пытаться заставлять подростка учиться, надо разобраться в его психологических особенностях. Практика показывает, что заставить ребенка хотеть учится невозможно. Но ему можно и нужно помочь. А для этого надо постараться его понять.

Согласно исследованиям нейрофизиологов особенности подросткового возраста, в том числе и учебная мотивация, связаны с определенными структурами головного мозга.

Не будем здесь утомлять терминами – лимбическая система, орбитофронтальная кора, вентральный стриатум и т.д. Интересующимся рекомендуем книгу – Л.Стейнберг, Переходный возраст – не упустите момент.

Нас интересуют практические выводы и ответ на вопросы: «Как увеличить влияние родителей на подростков?» , «Как помочь родителям подростка?», «Как повлиять на подростка?»
Обратите внимание! Речь не идет о том, как заставить подростка учиться.

Итак, что же делать, если подросток не хочет учиться?

1. Часто родители пытаются заставить подростка учиться, прибегая только к наказаниям и порицаниям, обращают внимание только на негатив.

Но в силу возраста «центр удовольствия» у подростков играет гораздо большее значение, чем в раннем и взрослом возрасте. Подростки более восприимчивы к вознаграждению и их меньше волнуют потери, Следовательно, на подростка легче повлиять через положительные эмоции, чем угрожать наказанием
Использование положительной обратной связи в виде похвалы, признания даже маленьких успехов, поощрения гораздо более эффективно.

2. У подростков еще не развиты навыки саморегуляции. Желательно ему помогать структурировать время, используя для этого какие-то «напоминалки». Например, подойдет записка на листе бумаги, напоминающая о чем-то.

3. Часто родители используют одни и те же приемы и методы, которые не дают результата. Подумайте, проанализируйте и откажитесь от них. Какой в них смысл, кроме испорченных нервов?

4. Поощряйте даже незначительные успехи, не требуйте невозможного, например, чтобы он с одинаковым вниманием относился ко всем урокам.

5. Не лишайте его своей любви из-за проблем с учебой. Иногда родители сосредоточены только на том, как заставить своего ребенка-подростка учиться, и отношения по поводу учебы распространяются в целом на общение родителей с ним. Вот и получается, что из-за того, что ребенок не хочет учиться, он ощущает отсутствие родительской любви.

6. Сообщайте ему о своих эмоциях по поводу его учебы, используя технику "Я-сообщений".

7. Больше общайтесь на посторонние темы, не связанные с учебой. Это необходимо для сохранения нормальных с ним взаимоотношений, что необходимо. если родители хотят сохранить свое влияние на подростка.

Часто на консультациях родителей звучит вопрос: "Как заставить подростка захотеть учиться?"

Ответ:

ЗАСТАВИТЬ ПОДРОСТКА ХОТЕТЬ УЧИТЬСЯ НЕВОЗМОЖНО, ЕМУ НУЖНО ПОМОГАТЬ

Но как могут помочь родители подростку, если он не хочет учиться?

Во-первых, надо понимать, что если у подростка проблемы с учебой, то для него это стрессовая ситуация, особенно, если он чувствует отвержение себя родителями.

Во-вторых, часто нежелание учиться объясняется тем, что подросток не видит в этом смысла.
Самый эффективный способ в этом случае показать ему необходимость учебы, причем использовать конкретные аргументы - надо получить аттестат, такое его отношение к учебе приносит неприятные переживания ему и вам самим, школьная программа обязательная для всех (что с этим поделать?) и т.д.

В-третьих. Подросток часто не хочет учиться из-за того, что уже сильно отстал и просто не может справиться с требованиями школьной программа.
Не надо требовать от него быстрых успехов, радуйтесь даже самым незначительным достижениям.

В-четвертых, подросток может не хотеть учиться из-за того, что у него проблемы в взаимоотношениях в школе со сверстниками или учителями. Попробуйте разобраться в этом.

В-пятых, то, что подросток не хочет учиться может вызываться какими-то объективными проблемами - СДВГ, нарушения здоровья, психологические причины. В этом случае его "не хочу учиться" на самом деле означает "мне очень трудно учиться".

В любом случае родителям надо встать на "помогающую" позицию, а не "авторитарно-карательную", но при этом не идти на поводу у своего ребенка во всех ситуациях.

Что означает "не идти на поводу"? Ваш ребенок не хочет учиться? Но ведь учеба - это его обязанность, даже, если он учиться не хочет. Вы можете ему помочь, но помощь не означает, что вы полностью снимаете с него всю ответственность. Попробуйте договориться с ним, проговорить его обязанности в отношении учебы и, что будет, если он свои обязанности нарушит. Только не надо ставить сверхзадачи, требовать невозможного. Например. чтобы он получал только хорошие оценки.

А знаете, уважаемые взрослые, что самое трудное? Это изменить свое собственное отношение к подростку и к его учебе. Самое распространенное из них то, что родители полностью несут ответственность за учебу их детей.

Естественно, что часто родители чувствуют свою ответственность за то, что подросток не хочет учиться или учится плохо. Да еще окружающие, в частности, учителя считают, что за желание ребенка учиться отвечают родители. А это вопрос спорный. В конце концов именно учителя ответственны за то, чтобы ребенку было интересно на их уроках, обязаны учитывать возрастные и индивидуальные особенности ученика.

Как родители могут заставить учиться своего ребенка-подростка? Подчеркиваем, не хотеть учиться, а просто учиться, более или менее выполнять требования школьной программы.

Если есть доверие подростков и родителей, то соблюдение этих правил может и не приведет к желанию подростка учиться, но поможет улучшить учебу. А когда учеба улучшится, то, возможно, и желание учиться у подростка появится.

К сожалению, именно взаимное доверие подростка и родителей часто отсутствует.
Но давайте вспомним, что взрослые отличаются от подростков тем, что могут поступать более осознанно, опираясь на рациональные мотивы, а не действовать только под влиянием эмоций.

Правила, чтобы не потерять или вернуть доверие подростка и родителей, увеличить влияние родителей на своего ребенка.

1. Необходимо отказаться от тотального контроля учебы подростка. Перестать постоянно задавать вопросы типа: «Как у тебя дела в школе?», «Ты уроки сделал?», «Ты подготовился к контрольной?», «Ты на завтра в школу все собрал?» и т.п.

Чего мы добиваемся подобными вопросами? Только того, что у подростка возникает еще большое отрицательное отношение к учебе и раздражение к вам. Он еще больше не будет хотеть учиться. И уж точно не формируется чувство ответственности, т.к. своими вопросами взрослые принимают ее на себя.

Это не означает безразличия, но внимание к учебе подростка должно быть без навязчивости, которая только вызывает у него раздражение.

2. Никогда не переносите какие-то конфликты или негативные эмоции по поводу учебы подростка на другие ситуации.

Представьте себе, что вам по какому-то одному поводу припоминают все, что было и не было? Что вы при этом почувствуете?

3. Если уж учеба подростка сильно нарушает вашу жизнь – жалобы учителей, вызовы в школу, то просто скажите ему об этом, обсудите с ним, спросите, чем вы можете ему помочь. Но без обвинений во всех грехах, не стараясь вызвать чувство вины, а как равному партнеру, чьи действия осложняют вам жизнь. (Для этого есть замечательная техника «Я-сообщения»)

4. Знайте, что многочисленные исследования, как в нашей стране, так и других показали, что школьная успеваемость не является показателем интеллекта и дальнейшей успешности человека. Поэтому, стоит ли приносить в жертву отношения со своим ребенком в угоду школьным отметкам?

5. Никогда не выясняйте отношения с подростком «на эмоциях». Во время ругани родителей в мозгу подростков в наибольшей степени активируется центр негативных эмоций, а активность центров контроля и понимания снижается. Другими словами, он плохо воспринимает в такой ситуации информацию и с трудом контролирует свое поведение.

6. Если ваш подросток не хочет учиться, то это не повод, чтобы портить с ним отношения во всем. Разделите проблемы учебы и другое.

В заключение.

Взаимоотношения родителей с подростком часто закрепляются на всю жизнь. В этот период подростку тяжелее всех, а вместо помощи и понимания от близких ему взрослых он часто получает дополнительный стресс. Обида или другие негативные чувства могут закрепиться навсегда. Вам это надо?

ГЛАВНОЕ.

Каких-то универсальных рецептов наподобие кулинарных, чтобы воздействовать на подростка не существует. Но выполнение всего того, о чем говорилось выше, приводит к тому, что подросток начинает лучше учиться и становится более ответственным и самостоятельным. И у родителей уже не возникает вопрос: как заставить подростка учиться. Но в первую очередь это зависит от окружающих его взрослых.

 
Статьи по теме:
Формирование имиджа по методу Кибби
В начале семидесятых годов стилист из Нью-Йорка Дэвид Кибби предложил систему поиска индивидуального стиля путем сопоставления баланса инь и ян в линиях тела, иначе говоря -проявления угловатых и округлых линий во внешности.Впоследствии им была написана к
Пенсия за выслугу лет муниципальным служащим
Пенсия по выслуге лет – тип государственного пособия, назначаемый на основании профессионального старения. После получения права на данный тип государственного обеспечения, гражданин может остаться на занимаемой должности и увеличить процентную ставку буд
Свадьба в июне: благоприятные дни
Июнь нам с детства запомнился как первый месяц летних каникул, пора сладкой клубники, жидкого ароматного меда, цветущей сирени и летающего тополиного пуха. Будучи взрослыми, многие осознанно выбирают июнь для самого торжественного события. Он, как никакой
Окраска волос хной и басмой одновременно Покраситься басмой в темный цвет
Все больше современных женщин предпочитают искусственный цвет волос. Это можно объяснить желанием постоянно выглядеть новой и красивой. Чтобы изменить оттенок прядей, не обязательно прибегать к химическим красителям. Женщины еще с давних пор делали окраши