Образование. Методологические основы дошкольной педагогики Характеристики образования для устойчивого развития

В конце XVIII - начале XIX в. в психолого-педагогической литературе появились термины «формальное образование» и «материальное образование», на основе которых впоследствии сформировались два крупных направления в области содержания образования. Сторонники того и другого направлений не уделяли внимания содержанию образования. Глубокой критике их подвергали русские революционные демократы Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, К. Д. Ушинский за узость и односторонность их взглядов. Так, К. Д. Ушинский писал, что формальное развитие рассудка в том виде, как его понимали прежде, есть несуществующий призрак, рассудок развивается только в действительных реальных знаниях.

Каждая наука развивает человека, насколько хватает ее собственного содержания, и развивает именно этим содержанием.

Знания должны быть полезны в будущей жизни. Вместе с тем нельзя подходить к знаниям лишь с точки зрения их непосредственной пользы для жизненной практики человека. Так, древняя история помогает уяснить ход исторического развития человеческого общества в целом, но не может быть приложима к современной практической деятельности людей.

Таким образом, К. Д. Ушинский был противником утилитарного подхода к изучению наук в школе, характерного для сторонников материального образования. Школа, по мнению К. Д. Ушинского, должна обогащать человека знаниями и в то же время приучать его пользоваться этим богатством. А так как школа имеет дело с человеком растущим и развивающимся, умственные способности которого все расширяются и будут расширяться, то она должна не только удовлетворять потребности настоящей минуты, но и делать запас на будущее.

Образование есть процесс и результат развития личности в ходе ее обучения и воспитания.

В конце XIX - начале XX в. получила распространение педоцентристская теория образования, основателями которой были западные ученые Д. Дьюи, В. Килпатрик и др. Сторонники этой теории рассматривали образование через призму интересов и способностей ребенка.

Отечественный дидакт В. С. Леднев считает, что глобальной целью образования является всестороннее гармоническое развитие личности. Он выделяет следующие функции общего среднего образования: массовость охвата молодежи; передача общей культуры последующим поколениям; всестороннее гармоническое развитие личности. В соответствии с этими функциями могут быть сформулированы и цели общего среднего образования.

Образование представляет собой прогрессивную линию движения человека от рождения до смерти, т. е. изменение его параметров, свойств и качеств во времени.

Решение и постановка целей образования связаны с поиском альтернатив в различных социальных институтах. Этим поиском занимаются социологи, политики, психологи, педагоги, экономисты.

Целью современного образования является развитие качеств личности, необходимых ей и обществу для включения в социально значимую деятельность.

В концепции структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе), принятой в 2000 г. на Всероссийском совещании работников образования, главная цель общего образования сформулирована следующим образом: формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамических социально-экономических условиях как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества (продолжение традиций, развитие науки, культуры, техники, укрепление исторической преемственности поколений и т. д.).

В национальной доктрине образования в Российской Федерации, принятой на том же совещании, были также сформулированы стратегические цели образования, тесно связанные с проблемами развития российского общества, а именно:

Преодоление социально-экономического и духовного кризиса, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности;

Восстановление статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, науки, высоких технологий и экономики;

Создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России.

Система образования призвана обеспечить:

Историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры;

Воспитание патриотов России, граждан правового, демократического социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью;

Разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, формирование навыков самообразования и самореализации личности;

Формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений;

Систематическое обновление всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий;

Непрерывность образования в течение всей жизни человека;

Многообразие типов и видов образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию образования;

Преемственность уровней и ступеней образования;

Развитие дистанционного обучения, создание программ, реализующих информационные технологии в образовании;

Академическую мобильность обучающихся;

Развитие отечественных традиций в работе с одаренными детьми и молодежью, участие педагогических работников в научной деятельности;

Подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий;

Экологическое воспитание, формирующее бережное отношение населения к природе. Обеспечению решения задач образования призвана служить система обучения. Вместе с тем существует проблема соотношения между самими понятиями «образование» и «обучение».

С точки зрения системного подхода образование, по мнению М. И. Махмутова, является метасистемой по отношению к системе обучения. В соответствии с этим содержание образования является более широким понятием по сравнению с содержанием обучения. Отсюда следует, что цели и содержание образования и обучения не совпадают. Так, если, например, цель образования - всестороннее и гармоническое развитие человека и подготовка молодого поколения к активной общественной жизни, то цель обучения уже конкретнее: усвоение учащимися общеобразовательных знаний, формирование способов деятельности, научного мировоззрения.

Рассмотрим, как решает проблему соотношения целей образования и обучения известный польский дидакт В. Оконь.

Исключительное значение общего образования, по мнению ученого, определяется тем, что оно должно способствовать установлению социальных связей между людьми, общественными классами и народами, быть основным фактором, открывающим путь в мир человеческой культуры. Автор выделяет два гармонично связанных между собой аспекта общего образования: предметный (объективный), который связан с познанием объективного мира и приобретением навыков, необходимых для его преобразования, и личностный (субъективный), связанный с познанием самого себя, формированием мотиваций, интересов, приобретением навыков, способствующих самоформированию. В соответствии с названными аспектами рассматриваются и цели обучения.

Обучение, рассматриваемое с предметной (объективной) стороны, имеет следующие три основные цели:

1) овладение учащимися основами научных знаний о природе, обществе, технике и искусстве (формирование мировоззрения, умений и навыков, обеспечивающих возможность самостоятельного использования этих знаний; способов научного мышления и методов исследований в рамках отдельных предметов);

2) общая подготовка учащихся к практической деятельности, которая позволяет человеку познавать и преобразовывать природу, общество и культуру и осуществляется, прежде всего, через познавательную деятельность;

3) формирование у учащихся научных убеждений и основанного на них целостного восприятия мира.

Обучение, рассматриваемое с личностной (субъективной) стороны, также включает три основные цели, которые находятся в неразрывной связи с реализацией рассмотренных выше предметных целей:

1) общее развитие мышления и познавательных способностей;

2) формирование потребностей, мотивации, интересов и увлечений учащихся;

3) привитие учащимся навыков к самообразованию, необходимыми условиями которого являются овладение «техникой» самообразования и привычка к работе над собственным образованием.

Определение и структура содержания образования

В дидактике существуют различные трактовки понятия содержания образования. Так, Ю. К. Бабанский определяет его следующим образом: «Содержание образования - это система научных знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечивает всестороннее развитие умственных и физических способностей школьников, формирование их мировоззрения, морали и поведения, подготовку к общественной жизни и труду» .

Иное определение содержания образования дает В. С. Леднев, который считает, что его необходимо анализировать как целостную систему. При этом следует иметь в виду, что содержание образования не является компонентом образования в обычном смысле этого слова. Оно представляет собой особый «разрез» образования, иначе говоря, это образование, но без учета его методов и организационных форм, от которых в данной ситуации абстрагируются. Таким образом, «содержание образования - это содержание процесса прогрессивных изменений свойств и качеств личности, необходимым условием чего является особым образом организованная деятельность» .

В. С. Леднев выделил факторы, оказывающие влияние на набор структурных компонентов образования и их взаимосвязь. Структуру содержания образования в целом определяют:

Факторы глобального уровня, на основе которых образование делится на основные отрасли и последовательные ступени;

Факторы, определяющие структуру содержания общего, политехнического и специального образования с учетом их градации на теоретическую и практическую части;

На основе анализа социального опыта И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин выделяют 4 типа элементов содержания образования.

1. Система знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности, усвоение которых обеспечивает формирование в сознании учащихся естественно-научной картины мира, вооружает правильным методологическим подходом к познавательной и практической деятельности. Это основные понятия и термины, факты повседневной действительности; основные законы науки, раскрывающие связи и отношения между разными объектами и явлениями действительности; теории, содержащие систему научных знаний об определенной совокупности объектов, о связях между законами и о методах объяснения и предсказания явлений данной предметной области; знания о способах деятельности, методах познания и истории получения знания, истории науки; оценочные знания, знания о нормах отношений к различным явлениям жизни, установленных в данном обществе.

2. Система умений и навыков, т. е. приобретенный опыт осуществления уже известных обществу способов деятельности как интеллектуального, так и практического характера, а также умений и навыков, специфических для того или иного учебного предмета, общих для всех, формирующихся на базе полученных знаний и помогающих человеку сохранять и воспроизводить добытое человечеством.

3. Опыт творческой деятельности, призванный обеспечить готовность к поиску решения новых проблем, к творческому преобразованию действительности. Последнее предполагает:

Самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию;

Видение новой проблемы в знакомой ситуации;

Видение новой функции объекта;

Самостоятельное комбинирование известных способов деятельности и новых;

Видение структуры объекта;

Альтернативное мышление, т. е. видение возможных решений данной проблемы;

Нахождение принципиально нового способа решения, отличного от известных или не являющегося комбинацией известных способов решения.

4. Опыт и нормы эмоционально-волевого отношения к миру, друг к другу, являющиеся вместе со знаниями и умениями условиями формирования убеждений и идеалов, системы ценностей, духовной сферы личности.

Следует отметить, что общепринятое понимание образования как усвоение учащимися социального опыта прошлого, накопленного человечеством, вступает сегодня в противоречие с их потребностью в самореализации, в достижении собственных целей. В этом смысле нам представляется интересной характеристика эвристического образования, предлагаемая А. В. Хуторским. Содержание эвристического образования включает в себя две части: инвариантную, внешне задаваемую и усваиваемую учениками, и вариативную, создаваемую каждым учеником в ходе обучения.

А. В. Хуторской выделяет следующие компоненты содержания эвристического образования:

1. Образовательная среда, обеспечивающая условия для создания каждым учеником собственного содержания образования.

2. Образовательный продукт, который формируется каждым учеником в ходе изучения фундаментального образовательного объекта.

3. Базовое культурно-историческое образование.

4. Деятельностное образование, имеющее два источника: 1) рефлексивно выявленные и зафиксированные учеником способы его собственной образовательной деятельности; 2) общенаучные и частнопредметные способы деятельности, установленные образовательными стандартами в качестве обязательных для усвоения.

5. Предметное образование - базовое содержание учебных дисциплин, сконцентрированное вокруг фундаментальных образовательных объектов и обеспечивающее базовый уровень знаний, зафиксированный государственными образовательными стандартами.

6. Метапредметное эвристическое образование, к которому относится усвоение таких, например, понятий, как «пространство», «время», «движение», «закон», «теория», «гипотеза» и др.

7. Рефлексивно проявленное и обобщенное эвристическое образование.

Такой подход позволяет по-иному посмотреть на сущность образования, в котором центральным объектом выступает деятельность самого образующегося человека. Подобный подход встречается в работах И. И. Ремезовой, Г. П. Анишиной: «Образование - это не только как бы передача знаний, научение этим знаниям. В слове "образование" скрыто слово "образ", т. е. формирование самого себя, а точнее - проявление в себе самого себя» .

В педагогической науке существуют различные дидактические теории, влияющие на формирование содержания образования.

Дидактический энциклопедизм (дидактический материализм). Представители этого направления (Я. А. Коменский, Дж. Мильтон и др.) исходили из философии эмпиризма и выступали за то, чтобы школа давала ученикам такие знания, которые имели бы практическое значение, готовила своих выпускников к реальной жизни и труду. Эта теория и до сегодняшнего дня оказывает большое влияние на школу. Проявляется это в том, что учителя концентрируют свое внимание на передаче предельно большого объема научных знаний, черпаемых из легко доступных учебников и учебных пособий. Эти знания, как правило, не закреплены практическими действиями, быстро забываются. Для успешного усвоения содержания образования требуется большая самостоятельная работа учащихся и поиск интенсивных методов обучения со стороны педагога. Сторонники материального образования считали, что развитие способностей происходит без специальных усилий в ходе овладения «полезными знаниями». Предпочтение отдавалось таким школьным предметам, как химия, черчение, рисование, новые языки, математика, космография. Теория материального образования легла в основу системы так называемого реального направления в обучении.

Дидактический формализм. Сторонники этой теории (А. Дистервег, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, И. Гербарт, Я. В. Давид и др.) стояли на позициях философии рационализма. Они считали, что роль знаний состоит только в том, чтобы развивать способности учащихся. Обучение рассматривали как средство развития познавательных интересов учеников. Роль учителя сводилась главным образом к тому, чтобы тренировать ученика с помощью специальных упражнений для развития его мыслительных способностей на материале, по содержанию якобы совершенно «безразличном». Принципиальным же вопросом стало совершенствование интеллектуальных умений и навыков, в основном мышления. Дидактический формализм недооценивал содержание знаний, их формирующие ценности, значение для жизни и общественной практики. Кроме того, невозможно обеспечить развитие интеллекта ученика средствами только инструментальных предметов (математика, классические языки - греческий и латинский) без использования других учебных дисциплин. Таким образом, представители теории формального образования якобы во имя развития способностей учащихся приносили в жертву их образование, систему научных знаний.

Дидактический утилитаризм (прагматизм) сконцентрирован на практической деятельности. Сторонники этой теории (Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнер и др.) недооценивали сами знания, отдавая предпочтение формированию практических умений и навыков. Они трактовали обучение как непрерывный процесс «реконструкции опыта» учащегося. Для овладения социальным наследием человеку необходимо освоить все известные виды деятельности. Процесс обучения сводится к удовлетворению субъектно-прагматических запросов учащихся.

Функциональный материализм представляет собой интеграцию предыдущих трех теорий. Согласно данной теории, одной стороной обучения является познание действительности и приобретение знаний, второй стороной ~- функционирование этих знаний в мышлении учащихся, третьей - их использование в практической деятельности, включающей преобразование действительности.

Теория функционального материализма предложена В. Оконем.

Структурализм как теория отбора и построения учебного содержания была предложена К. Сосницким, который считал, что в содержании каждого учебного предмета необходимо выделять основные формообразующие элементы, имеющие прочную научную и образовательную значимость, а также второстепенные производные элементы, знание которых для учащихся общеобразовательной школы не обязательно.

Существуют и другие подходы и теории, касающиеся конструирования содержания образования. Например, М. Н. Скаткин, В. В. Краевский разработали теорию содержания образования на основе системно-деятельностного подхода; Д. Брунер - теорию содержания образования, построенную на основе структурного подхода; С. Б. Блум - на основе таксономии целей обучения и т. д.

Существуют различные структуры изложения (представления) учебного материала. Наиболее распространенными, принятыми в педагогической науке являются следующие:

линейная структура, когда отдельные части учебного материала представляют собой непрерывную последовательность взаимосвязанных между собой звеньев, опирающихся на принципы историзма, последовательности, систематичности и доступности. Эта структура используется при изложении литературы, истории, языков, музыки. Предлагаемый материал, как правило, изучается только один раз и следует один за другим;

концентрическая структура, предполагающая повторы одного и того же материала, изучение нового осуществляется на основе пройденного. При этом каждый раз происходит расширение, углубление изучаемого, пополнение новыми сведениями. Данная структура используется при изложении физики, химии, биологии;

спиральная структура. В этом случае рассматриваемая проблема всегда остается в поле зрения ученика, постепенно расширяя и углубляя знания, с ней связанные. Здесь имеет место логическая система развертывания проблемы. В отличие от линейной структуры, в спиральной структуре нет одноразовости в изучении материала, нет и разрывов, характерных для концентрической структуры. Данная структура используется при изучении общественных, психолого-педагогических наук;

смешанная структура представляет собой комбинацию линейной, концентрической и спиральной и является наиболее используемой при написании учебников и учебных пособий в настоящее время.

Большое значение в дидактике имеет последовательность введения учебного материала.

Основанием для отбора содержания школьного образования служат общие принципы. К решению данной проблемы также нет однозначного подхода. Приведем в качестве примера принципы формирования содержания общего среднего образования, предложенные Б. Т. Лихачевым. Автор выделяет две группы принципов: общеметодологические и специальные. К общеметодологическим принципам относятся:

Образовательный характер учебного материала;

Гражданская и гуманистическая направленность содержания;

Связь учебного материала с практикой перемен в нашем обществе;

Основообразующий и системообразующий характер учебного материала;

Гуманитарно-этическая направленность содержания образования;

Развивающий характер учебного материала;

Взаимосвязанность и взаимообусловленность смежных предметов;

Эстетические аспекты содержания образования.

К специальным принципам формирования содержания общего среднего образования относятся:

а) принципы формирования содержания предметов науки:

Соотнесение учебного материала с уровнем развития современной науки;

Политехнизм;

Единство и противоположность логики науки и учебного предмета;

б) принципы формирования содержания общего среднего образования в области искусства:

Единство идейного содержания и художественной формы;

Гармоничное культурное развитие личности;

Идейная общность и взаимосвязь искусств;

Учет возрастных особенностей;

в) принципы формирования содержания общего среднего образования в области трудового обучения:

Общественно-экономическая целесообразность и необходимость детского труда, его включенность в производственную деятельность;

Связь труда с наукой;

Соответствие детского труда требованиям современных профессий.

Существуют и другие подходы к отбору и структурированию содержания образования. М. В. Рыжаков выделяет три подхода:

1. Подход, при котором за основу берется природа знания с учетом закономерностей процесса обучения (в традиционной педагогической лексике - логика научного знания и логика процесса обучения).

2. Исторический подход, при котором учитывается последовательность развития знания (в основном идеи его дифференциации и интеграции): от единого, нерасчлененного знания через «тривиум», «квадриум» к «семи свободным искусствам» и далее к более специальному членению содержания с одновременным усилением интегрирующих начал.

3. Подход, в основу которого положена идея социализации человека в различных ее аспектах: от умения читать и писать до включения в общественную жизнь, с учетом структуры профессий, участия в реализации общественных функций школы и т. д.

Следует отметить, что М. И. Махмутов наряду с понятием «содержание образования» выделяет также понятия «содержание обучения», «содержание учебного материала». Так, содержание образования есть совокупность видов воспитания: умственного, ценностно-ориентационного, или нравственного, и т. д. Все эти виды воспитания содержатся в различных школьных курсах. Содержание обучения - система философских и научных знаний, а также связанных с ними способов деятельности и отношений, представленных в учебных предметах. Содержание учебного материала - это та система знаний и способов деятельности, которая предлагается будущему поколению в качестве модели познания и освоения окружающего мира и находит свое воплощение в составе различных учебных предметов.

Следует отметить, что при одном и том же содержании обучения люди получают разный уровень образования. Поэтому, как считает А. А. Вербицкий, если содержанием обучения являются продукты социального опыта, представленные в знаковой форме учебной информации, всего того, что предъявляется обучающемуся для восприятия и усвоения, то содержанием образования выступает тот уровень развития личности, предметной и социальной компетентности человека, который формируется в процессе выполнения учебно-познавательной деятельности и может быть зафиксирован как ее результат на данный момент времени.

Наряду с принципами отбора содержания образования Ю. К. Бабанский разработал систему критериев, необходимых для осуществления данных процедур отбора:

1. Целостное отражение в содержании образования задач формирования всесторонне развитой личности.

2. Высокая научная и практическая значимость содержания, включаемого в основы наук.

3. Соответствие сложности содержания реальным учебным возможностям школьников данного возраста.

4. Соответствие объема содержания времени, отводимому на изучение данного предмета.

5. Учет международного опыта построения содержания среднего образования.

6. Соответствие содержания имеющейся учебно-методической и материальной базе современной школы.

Оконь предпринял попытку ответить на вопрос, какое отражение находит наука (научные знания) в содержании обучения.

В качестве критериев он предлагает использовать следующие четыре элемента науки, определяющие степень разработанности данного научного знания: научные факты, научные понятия, законы науки, научные теории.

Научные факты - это наиболее простые основные элементы любой эмпирической науки. Факт - это, согласно Новейшему философскому словарю, «понятие, имеющее выраженную субъект-объектную природу, фиксирующее реальное событие или результат деятельности и употребляющееся для характеристики особого типа эмпирического знания, которое, с одной стороны, реализует исходные эмпирические обобщения, являясь непосредственным базисом теории или гипотезы (в отдельных случаях и самой теории), а с другой - несет в своем содержании следы семантического воздействия последних» .

Факты отражают непосредственно реальную действительность и выполняют различные функции по отношению к теории. Так, они являются базой, основой знаний, на которой создаются теории. Кроме того, они играют роль проверки и подтверждения или опровержения гипотезы.

Разобщенность научных фактов, исследуемых определенными научными дисциплинами, преодолевается образованием отдельных систем понятий этих дисциплин. Научное понятые служит для обозначения какого-либо объекта или совокупности знаний. Это сам язык, с помощью которого оформляется мысль и в котором воплощаются знания. «Понятие - форма мысли, обобщенно отражающая предметы и явления посредством фиксации их существенных свойств» .

Первые понятия относились к чувственно воспринимаемым предметам и имели наглядно-образный характер, затем стали появляться более отвлеченные понятия. Каждое понятие имеет две характеристики: содержание - это совокупность отраженных свойств предметов и объем - это множество (класс) предметов, каждому из которых принадлежат признаки, относящиеся к содержанию понятия.

Законы науки говорят о существовании постоянного отношения между изменяющимися величинами. Они отражают существенные связи ограниченной совокупности фактов; знание законов лишает факты изолированности. «Закон - существенная, необходимая, устойчивая, повторяющаяся связь (отношение) между явлениями» . «Категория закона выражает в своем содержании тот, не зависящий от нашего сознания, факт, что предметы и явления окружающего мира функционируют и развиваются в соответствии с присущими им существенными, необходимыми, повторяющимися, устойчивыми отношениями (связями)» .

195Научные теории объединяют значительную совокупность научных фактов и связывающих их законов. Они вносят системность в представления личности, позволяют соответствующий класс конкретных явлений подводить под общее понятие. В широком смысле теория - это «развернутое учение; комплекс взглядов, представлений, идей, связанных с попытками объяснения или интерпретации определенной предметной области» .

В более строгом и специальном смысле теория - это «форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях некоторой области действительности» .

Теория представляет собой систему законов определенной науки, которая строится таким образом, что некоторые из законов, носящих наиболее общий характер, составляют ее основу, другие же подчиняются основным или выводятся из них по логическим правилам. Составляющими научной теории являются также гипотезы, которые представляют собой новые идеи научных решений, относящихся к новым фактам.

М. И. Махмутов выделяет два основных элемента, входящих в состав науки: фактические знания, полученные в результате наблюдения, эксперимента, и теоретические знания, являющиеся результатом обобщения фактического материала - понятия, законы, принципы, идеи, гипотезы, теории, методология и методика исследований.

Учебный предмет, по определению М. И. Махмутова, представляет собой педагогически обоснованную систему научных знаний, умственных и практических способов деятельности (навыков и умений), выражающих основное содержание и методы конкретной науки. Структура учебного предмета, естественно, имеет много общего со структурой соответствующей науки.

Отличие учебного предмета от соответствующей науки состоит, во-первых, в объеме знаний; во-вторых, в логике изложения знаний; в-третьих, в степени представленности всех элементов науки в соответствующих учебных дисциплинах. Традиционно учебные предметы подразделяются на естественно-математические и гуманитарные. В естественно-математических дисциплинах представлены практически все элементы науки, в гуманитарных предпочтение отдается информации о фактах, понятиях.

Существует и другая классификация учебных предметов, в основу которой положен ведущих компонент, означающий то главное, чему учит данный предмет.

Так, физика, химия, математика, биология, астрономия, география, история и другие относятся к учебным предметам, у которых ведущим является компонент «научные знания»; информатика, иностранный язык, черчение, физическая культура, предметы трудового цикла - к учебным предметам с ведущим компонентом «способы деятельности», а изобразительное искусство, музыка относятся к учебным предметам с ведущим компонентом «художественное образование и эстетическое воспитание». Некоторые учебные дисциплины могут иметь два основания (например, русский язык имеет основания «научные знания» и «способы деятельности»).

Таким образом, содержание школьного образования может быть структурировано различным образом, однако любая совокупность научных знаний, предлагаемых ученикам для усвоения, должна быть целостной.

С проблемой формирования понятий тесно связана логическая структура учебного материала. Любой отрезок учебного материала характеризуется определенной логической структурой, которая, по мнению А. М. Сохора, зависит от следующих факторов: 1) какие понятия и суждения используются для вывода той или иной закономерности, для обоснования того или иного положения;

2) какие связи и отношения между этими понятиями и суждениями устанавливаются в процессе рассуждения (умозаключения, обоснования, решения).

А. М. Сохор понимает логическую структуру отрезка учебного материала как систему внутренних связей между понятиями и суждениями, входящими в данный отрезок. Усвоение знаний учащимися в процессе обучения означает формирование и упрочение определенной системы связей, включающей уже имевшиеся в сознании учащегося сведения.

Важными с точки зрения рассматриваемой проблемы представляют идеи о логическом следовании, разработанные А. А. Зиновьевым. Он выделяет правила логического следования, относящиеся к суждениям, которые могут быть разделены на следующие группы: 1) правила логического следования, наиболее хорошо изученные логикой; 2) правила замены терминов, также относительно полно изученные; 3) неформальные правила, основанные на некоторых общих допущениях относительно рассматриваемых предметов.

Л. Б. Ительсон, рассматривая связи в учебном материале, делит их на необходимые (логические), детерминированные (выражающие определенный закон), правилосообразные (отвечающие более или менее условным положениям) и случайные.

Учебник и его дидактическая характеристика

Среди многообразия учебной литературы особое место занимает учебник, который по своему содержанию и структуре соответствует учебной программе того или иного предмета. Учебник является также важнейшим средством организации учебного процесса при самостоятельном обучении.

Учебники писали известные педагоги и просветители - Я. А. Коменский, А. Дистервег, М. В. Ломоносов, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, Н. Ф. Бунаков, Д. И. Тихомиров и др. К учебнику во все времена предъявлялись особые требования. Н. К. Крупская в своей статье «Какой нам нужен учебник» называла следующие требования, предъявляемые к учебнику: ценность фактического материала, который необходимо усвоить; его научность; связь излагаемых фактов с живыми образами, их взаимосвязь и систематизация; связь излагаемых знаний с жизнью и другие. Она писала: «Учебник должен прийти на помощь учителю. Он должен помочь учащемуся самостоятельно учиться из книг, учиться без помощи учителя. Этому научить важнее всего. Жизнь меняется с каждым днем. Никакой Госиздат не в силах за ней угнаться. Нельзя требовать от учебников, чтобы они давали исчерпывающий материал. Надо требовать, чтобы они давали основное, давали то, что помогает разбираться в новых фактах и явлениях» .

Современные требования, предъявляемые к учебнику, многогранны и противоречивы. Так, он должен отвечать всем требованиям, предъявляемым к содержанию обучения, быть интересным, кратким, доступным, одновременно стабильным и вариативным, должен обеспечивать полное усвоение учащимися учебного материала.

Учебник является носителем содержания образования и основным книжным средством обучения. Д. Д. Зуев выделил и описал функции школьного учебника.

Информационная функция призвана обеспечить детей необходимой и достаточной информацией, формирующей мировоззрение детей, дающей пищу для духовного развития и практического освоения мира. Реализация этой функции связана с ориентацией его на требования, предъявляемые к учебным программам: полное и конкретное изложение обязательных знаний, ведущих и вспомогательных знаний, дополнительной информации.

Трансформационная функция связана с педагогической переработкой научных знаний, подлежащих усвоению. Материал в учебнике педагогически адаптируется в соответствии с дидактическими принципами научности, систематичности и последовательности, доступности, учета возрастных особенностей, связи изучаемого материала с жизнью, с практикой. Одним из важнейших направлений адаптации учебного материала является также оптимальная активизация учения школьников путем введения проблемности, эмоциональной выразительности.

Систематизирующая функция реализует требование обязательного систематического и последовательного изложения материала в логике учебного предмета.

Функция закрепления и самоконтроля связана с предоставлением возможности повторного изучения материала, а формирование у учащихся прочных знаний может служить фундаментом при их дальнейшем пополнении в процессе самообразования.

Интегрирующая функция состоит в том, что учебник помогает ребенку приращивать к изложенным в нем знаниям дополнительную информацию из смежных наук. Эта функция представлена еще и тем, что в содержание учебного предмета входят основы наук, а не сами науки.

Координирующая функция заключается в привлечении в процессе работы над учебным материалом разнообразных средств обучения (справочники, задачники, карты, иллюстрации, фильмы, учебные пособия и т. п.).

Воспитательно-развивающая функция учебника состоит в духовно-ценностном влиянии его содержания на учащихся.

И. П. Подласый называет три дидактические функции учебника:

мотивационную, заключающуюся в создании таких стимулов для учащихся, которые побуждают их к изучению данного предмета, формируют интерес и позитивное отношение к работе;

информационную, позволяющую учащимся расширять объем знаний всеми доступными способами преподнесения информации;

контрольно-корректирующую (тренировочную), предполагающую возможность проверки, самооценки и коррекции хода и результатов обучения, а также выполнение тренировочных упражнений для формирования необходимых умений и навыков.

Д. Д. Зуев в структуре учебника выделяет тексты как главный компонент, которые подразделяются на тексты-описания, тексты-повествования и тексты-рассуждения и внетекстовые вспомогательные компоненты. К ним относятся: аппарат организации усвоения (вопросы и задания, памятки или инструктивные материалы, таблицы и шрифтовые выделения, подписи к иллюстративному материалу и упражнения); собственно иллюстративный материал; аппарат ориентировки, включающий предисловие, примечание, приложения, оглавления, указатели.

Литература

1. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход. - М. , 1991.

2. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики / Под ред. М. Н. Скаткина. - М. , 1982.

Сластенин В. А. , Исаев И. Ф. , Мищенко А. И. , Шиянов Е. Н. Педагогика. - М. , 1998.

18. Сохор А. М. Логическая структура учебного материала. - М. , 1974.

19. Хуторской А. В. Эвристическое обучение: Теория, методология, практика. - М. , 1998.

=========================

Источник : Ситаров В. А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 368 с.

Основные отрасли педагогики.

Связь педагогики с психологией.

Связь педагогики с другими науками о человеке.

Понятийно - терминологический аппарат педагогики.

Объект и предмет педагогики.

Объект науки – та сторона действительности, на изучение которой направлена данная наука.

Предмет науки – та сторона или стороны, какими объект науки в ней представлен.

Объект педагогики – явления действительности, которые обуславливают развитие человека в процессе целенаправленной деятельности общества.

Предмет педагогики – образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организованный в специальных социальных институтах (образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).

Педагогика – наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни.

Подходы к определению понятия «образование»:

Образование – это «процесс педагогически организованной социализации, осуществляемой в интересах личности и общества». (Б.М. Бим-Бад, А.В. Петровский)

Образование – «это общественно организуемый нормируемый процесс постоянной передачи предшествующими поколениями социально значимого опыта, представляющий собой в онтогенетическом плане процесс становления личности в соответствии с генетической и социальной программами». (В.Л. Леднев)

О – это система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления (И.П. Подласый).

О – это специально организованная в обществе система необходимых для развития человека условий (В.С. Безрукова).

Образование – это процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимых опытом человечества, воплощеннным знанием, умением, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру (БЭС).

1. Образование как ценность может рассматриваться на 3-х уровнях: на государственном уровне, на общественном, на личностном. В 90х годах прошлого века ценность образования явно девальвировала. Утечка мозгов.

Образование как сфера духовной жизни общества является объективной общественной ценностью, которая располагает возможностями формирования личности человека как субъекта культуры и морали. Отражая цели демократического общества, его нравственный, интеллектуальный, научно-технический, духовно-культурный и экономический потенциал, образование способно соучаствовать в созидании системы общечеловеческих ценностей, в создании условий для присвоения этих ценностей личностью.



На государственно и общественном уровне. В современном обществе образование стало одной из самых обширных сфер человеческой деятельности. В ней занято более миллиарда учащихся и почти 50 млн. педагогов. Заметно повысилась социальная роль образования: от его направленности и эффективности сегодня во многом зависят перспективы развития человечества.

В последнее десятилетие мир изменяет свое отношение ко всем видам образования. Образование, особенно высшее, рассматривается как главный, ведущий фактор социального и экономического прогресса. Причина такого внимания заключается в понимании того, что наиважнейшей ценностью и основным капиталом современного общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний и принятию нестандартных решений.

Рассматривая личностную ценность образования, можно выделить следующие культурно-гуманистические функции образования:

· развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих человеку преодолевать жизненные препятствия;

· формирование характера и моральной ответственности в ситуациях адаптирования к социальной и природной сферам;

· обеспечение возможностей для личностного и профессионального роста и для осуществления самореализации;

· овладение средствами, необходимыми для достижения интеллектуально-нравственной свободы, личной автономии и счастья;

· создание условий для саморазвития творческой индивидуальности и раскрытия духовных потенций.

2. Образование как система: системный подход является одним из важнейших в научном исследовании. Он предполагает решение 2 задач – выделить структурные компоненты изучаемого явления. Определить характер взаимосвязи между ними. В педагогике системный подход одной из первых начала развивать Н.В. Кузьмина (В Москве – Беспалько). Н.В. Кузьмина, анализируя педагогические элементы выделяет 5 базовых компонентов: цель образования, содержание образования, субъект образования, объект образования, средство педагогической коммуникации (СПК – формы, методы, средства обучения).

Они все взаимосвязаны и влияют друг на друга. Систему образования можно представить иерархизированную систему систем. Можно рассматривать отдельный учебный предмет. На уровне класса есть много предметов, и у каждого предмета своя система. Интегрируя системы каждого предмета можно рассматривать в общем объекты, цели всех предметов и т.д. Затем можно смотреть на уровне школы, района, города, края и т.д.

Дошкольная педагогика в системе современного человековедения. Предмет и методы дошкольной педагогики.

ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА – педагогическая наука, раскрывающая возрастные аспекты воспитания детей от рождения до поступления в школу

Признаки науки 1. Наличие предмета исследования (изучение закономерностей воспитания и развития личности ребенка раннего и дошкольного возраста в семье и дошкольном учреждении). 2 Наличие объекта исследования (ребенок, детский коллектив). 3. Наличие специфических законов закономерностей, выраженных в теории. 4. Специфическое содержание. 5. Категориальный аппарат (воспитание, обучение, формирование, развитие личности)

Дошкольная педагогика относится к числу молодых дис­циплин в системе педагогических наук. Ее возникновение связано с именем великого педагога XVII в. Я.А.Коменского . Последователем идей Я.А.Коменского стал основоположник российской педагогики К.Д.Ушинский . Он отмечал важность трудового воспи­тания как ведущего фактора развития индивидуума, це­лью воспитания видел формирование творческой и ак­тивной личности, подготовку ребенка к умственному тру­ду как высшей форме человеческой деятельности.

Современные педагоги определяют дошкольную педагогику , как науку о взаимосвязи обучения, образова­ния и воспитания, направленного на всестороннее разви­тие личности.

Дошкольная педагогика - отрасль возрастной педаго­гики, которая исследует взаимосвязь обучения, развития и воспитания детей дошкольного возраста.

Предмет дошк. педагогики - вопросы развития и воспитания детей дошкольного возраста. Специфика данно­го предмета заключается в изучении периода дошкольного детства (с 3 лет до 7 лет).

Задачи дошк. педагогики :1) способствовать воспитанию и обучению детей в соот­ветствии с требованиями современного общества; 2) изучать тенденции и перспективы образовательного процесса ДОУ как основной формы воспитания и обучения детей; 3) разрабатывать новые концепции и технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Для решения стоящих перед дошкольной педагогикой задач существуют специфические методы етод - это путь, способ достижения целей и решения задач) :

1) исследовательские методы , позволяющие полу­чить необходимые знания для постановки цели и реше­ния намеченных задач. Исследовательские методы помогают изу­чить и обобщить данные педагогической практики. К этим методам можно отнести беседы, анкетирование, наблюдения, эксперименты, анализ специальной литера­туры, работ дошкольников.

Для решения задач и реализации функций дошкольной педагогики используются методы научного исследования позволяют добывать научно-педагогические знания, производить сознательный и целе­направленный поиск путей совершенствования образователь­ного процесса, изучать и обобщать педагогические находки практики, вести самостоятельные научные исследования. К ним относятся : изучение и анализ литературы, наблюде­ние, беседа, анкетирование, изучение педагогической до­кументации, детских работ, эксперимент.

2) Ко второй группе относятся методы обучения и воспитания, дающие возможность уп­равлять педагогическими процессами.

Методы обучения представляют собой способы целенаправленной взаимосвязанной деятельности педа­гога и дошкольников, при которой дети усваивают уме­ния, знания и навыки, формируется их мировоззрение, развиваются заложенные способности. Прием – часть метода, его конкретный элемент Классификация методов обучения – это упорядоченная по определенному признаку их система. В современной дидактике существуют разнообразные классификации методов обучения. Возрастным особенностям и возможностям дошкольников соответствует классификация, по которой методы подразделяются по источникам передачи и характеру восприятия информации (Е. Я.Голант, С. И.Петровский).

Наглядные – наблюдение, демонстрация, использование ТСО - использование их отвечает дидактическому принципу наглядности и связано с особенностями детского мышления.

Наблюдение – это целенаправленное, планомерное восприятие ребенком предметов и явлений окружающего мира, в котором активно взаимодействуют восприятие, мышление и речь. С помощью этого метода воспитатель направляет восприятие ребенка на выделение в предметах и явлениях основных, существенных признаков, на установление причинно-следственных связей и зависимостей между предметами и явлениями. В обучении детей используются наблюдение разного вида: 1) распознающего характера, с помощью которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений (форма, цвет, величина и т. д.); 2) за изменением и преобразованием объектов (рост и развитие растений и животных и т. д.) – дает знания о процессах, объектах окружающего мира; 3) репродуктивного характера, когда по отдельным признакам, устанавливается состояние объекта, по части – картина всего явления.

Словесные – объяснение, рассказ, чтение, беседа - их эффективность в значительной мере зависит от культуры речи самого воспитателя, от ее образности, эмоциональной выразительности, доступности для детского понимания.

Объяснение используется в процессе наблюдения явлений и рассматривания предметов, картин, в ходе упражнений и т. д.; с его помощью уточняются непосредственные восприятия детей; должно быть выразительным, эмоциональным, доступным детям. Рассказ – это живое, образное, эмоциональное изложение событий, содержащее фактический материал. Один из наиболее эмоциональных методов обучения. Рассказчик имеет возможность свободно общаться с детьми, замечать и учитывать их реакции. Рассказ воспитателя: должен быть образцом литературно правильной, образной и выразительной речи. Рассказ детей – это может быть пересказ сказок, литературных произведений, рассказы по картинам, предметам, из детского опыта, творческие рассказы. Чтение расширяет, обогащает знания детей об окружающей, формирует способности-детей к восприятию и пониманию художественной литературы.

Практические и игровые – упражнение, игровые методы элементарные опыты, моделирование

Воспитательные методы - наиболее общие способы достижения воспитательных задач.

Современная дошкольная педагогика впитала в себя мно­гие сведения о воспитании и обучении детей. Ее источника­ми являются народная педагогика, религиозная педагогика, зарубежная и отечественная история педагогики, педагоги­ческая практика, экспериментальные исследования, данные смежных наук (психология, анатомия и физиология ребен­ка дошкольного возраста, гигиена и др.).

Теоретико-методологические подходы дошкольной педа­гогики определяют взгляд, позицию, стиль педагога, его отношение к личности ребенка, философское понимание роли взрослого в воспитании и обучении детей, позволяют произвести переакцентировку содержания в основных кате­гориях дошкольной педагогики.

Воспитание как социальное явление заключается в под­готовке подрастающего поколения к жизни. Воспитание в педагогическом смысле - это специально созданные усло­вия, содействующие развитию ребенка.

Развитие - процесс количественных и качественных из­менений, происходящих под влиянием различных факторов, в том числе и воспитания. Характеризуя дошкольника, можно говорить об особенностях и закономерностях возраст­ного развития (причем важен не столько биологический, сколько психологический возраст ребенка).

Формирование - специально организованное управление всей жизнедеятельностью ребенка с учетом совокупности факторов.

Обучение - специально организованный процесс взаи­модействия воспитателя с детьми, направленный на передачу информации, ее переработку и создание новой. Важным при этом является воспитание положительного отно­шения к процессу познания, формирование специальных умений и навыков работы с информацией, социально-нравственных привычек. Ребенок-дошкольник живет в социуме, его окружает культура общества, отношений, прав и свобод. Вместе с тем он создает свою субкультуру. Часто она рассматривается как специальный набор при­знаков, ценностей, по которым представители данного воз­раста осознают, утверждают себя в качестве «мы», отлично­го от других возрастных сообществ.

Субкультура детства как категория характеризует особую систему бытующих у детей представлений о мире, ценностях, отношениях. Она проявляется в вопросах, словотворчестве, играх, рисунках, размышлениях, разнообразных видах дет­ского фольклора. Субкультура детства - способ освоения ре­бенком путей вхождения в мир взрослых, культуру социума.

Актуальными проблемами дошкольной педагогики являются: Создание национального детского сада с использованием народной педагогики в процессе воспитания; Формирование основ национального самосознания детей дошкольного возраста; Экологическое воспитание дошкольников; Разработка новых форм, методов, совершенствование содержания; разработка к внедрение авторских программ; Воспитание к обучение одаренных детей; Развитие творческой активности дошкольников; Научно-методическое обеспечение деятельности ДУ разных типов; Пути и формы оказания психолого-педагогической помощи современной семье, включения родителей в работу дошкольных учреждений; Преемственность в работе детского сада и школы и т. д.

Пересмотр содержания основных подходов к детям пред­полагает учет принципов личностно-ориентированной педаго­гики. Эти принципы отражают взгляд общества на ребенка, на то, как мир взрослых воспринимает мир детей. Предпочте­ние отдается гуманному, демократичному (помогающему) стилю воспитания. Личностно-ориентированная педагогика исходит из желаний, запросов, интересов, возможностей, своеобразия каждого ребенка, старается доходить до каждой личности.

Реализация задач развития детей дошкольного возраста наиболее эффективна при наличии целостной педагогичес­кой системы, построенной в соответствии с основными под­ходами общенаучного уровня методологии педагогики.

Методологические основы дошкольной педагогики отра­жают современный уровень философии образования, наличие разнообразного спектра философских направлений: аксиоло­гический подход, системный, деятельностно-творческий, лич­ностный, культурологический, синергетический и т.д.

Аксиологический подход позволяет определить совокуп­ность приобретенных ценностей в образовании, воспита­нии и саморазвитии человека. Применительно к развитию дошкольников в качестве таковых могут выступать ценно­сти коммуникативной, психосексуальной, этнической, пра­вовой культуры. Данный подход рассматривает формиро­вание здоровья, культуры, познания, радости общения игры, труда как непреходящих ценностей при воспитании детей.

Культурологический подход позволяет принимать во внимание все условия места и времени, в которых родился и живет человек, специфику его ближайшего окружения и исторического прошлого страны, города, региона, основные ценностные ориентации народа, этноса. Диалог культур - основа приобщения детей к традициям, обычаям, нормам и правилам общения своего места проживания. Данный принцип был обоснован в работах немецкого педагога А. Дистервега и получил развитие в трудах К.Д.Ушинского.

Системный подход предполагает организацию работы в соответствии с целостной системой взаимосвязанных и взаимообусловленных целей, задач, содержания, методов, форм организации условий, способствующих развитию, воспитанию, обучению детей.

Деятельностный подход определяет особое место ведущих, основных деятельностей, обеспечивающих возможности реализации различных потребностей ребенка, осознание себя субъектом, активным творцом (С.Л.Рубинштейн, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин др.). Большое значение в развитии ребенка имеет игра как ведущая деятельность, творческая по характеру, самостоятельная по организации и эмоционально привлекательна для проявления себя «здесь и теперь». Деятельностностно-творческий подход позволяет взрослому раскрыть потенциал каждого ребенка, его способность к активности, творчеству, инициативности.

Личностный подход обеспечивает развитие запросов, же­ланий, интересов, склонностей ребенка, учитывает до­школьный период как самоценный. Личность раскрывается, совершенствуется в условиях педагогически содержательной деятельности, поэтому зачастую данный подход определя­ют как деятельностно-личностный.

Синергетический подход позволяет рассматривать каждо­го участника образовательного процесса (воспитанники, педагоги, родители) как субъектов саморазвивающейся под­системы. Каждый субъект имеет потенциал для перехода от развития к саморазвитию, самосовершенствованию.

При всей распространенности и, казалось бы, устойчивости понятия «образование», смысл, вкладываемый в него, не однозначен. Обычно выделяют следующие аспекты содержательной трактовки этого понятия: образование как общечеловеческая ценность; образование как социокультурный феномен; образование как система; образование как педагогический процесс; образование как результат.

В аспекте категории ценности образование понимается как общечеловеческая ценность. Начиная с 60-х гг. XX в., когда возрос интерес к проблемам человека, морали, гуманизма, к субъективному фактору в целом, эта категория стала предметом философского осмысления в отечественной науке. Изучает природу ценностей, их место в реальности и структуре ценностного мира наука аксиология.

Термин «ценность» используется для обозначения объектов, явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе общественные идеалы и выступающих благодаря этому как эталон должного. Различают предметные и субъективные ценности. Все многообразие продуктов человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг природных явлений выступает в качестве предметных ценностей. Субъективными ценностями являются те критерии, образцы, социальные стандарты, которые выступают основаниями оценок. Они закрепляются и функционируют в общественном сознании как идеи, принципы, идеалы, цели деятельности и служат ее ориентирами. К ценностям относятся только положительно значимые события и явления, связанные с социальным прогрессом.

Каждая исторически конкретная общественная формация характеризуется специфическим набором и иерархией ценностей, обеспечивающих социальную регуляцию. Усвоение этих ценностей составляет необходимую основу формирования личности и поддержания в обществе принятого порядка.

Основные ценности остаются постоянными на различных этапах развития человечества. Такие ценности, как жизнь, мир, труд, здоровье, любовь, красота, творчество и т.п., несущие в себе гуманистическое начало, выдержали проверку временем на протяжении всей истории человеческого общества. В различные исторические эпохи происходят только их переосмысление и переоценка.

Особую группу составляют педагогические ценности. Их суть определяется спецификой воспитательной и образовательной деятельности, ее социальной ролью и созидательными возможностями.

Педагогические ценности представляют собой нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система, которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога.

Педагогические, так же как и другие ценности, зависят от социальных, политических, экономических отношений в обществе. Они формируются исторически, представляют собой форму общественного сознания в виде специфических образов и представлений. С изменением социальных условий жизни, развитием потребностей личности и общества педагогические ценности тоже меняются.

Общечеловеческой ценностью является образование. Этот факт подтверждается правом человека на образование, закрепленным конституциями большинства стран. Реализация такого права обеспечивается существующими системами образования, в которых находит отражение один из оптимальных и интенсивных способов вхождения человека в мир науки и культуры. Мир сегодня объединяет усилия в сфере образования, стремясь воспитать гражданина мира и всей планеты. Интенсивно развивается мировое образовательное пространство. Поэтому в мировом сообществе высказываются требования формирования глобальной стратегии образования человека независимо от места или страны его проживания, типа и уровня получения образования и т.д.;

Способ социализации личности и преемственности поколений. В условиях радикального изменения идеологических воззрений, социальных представлений, идеалов и бытия людей в целом образование позволяет удерживать процесс воспроизводства и передачи исторического и социального опыта, одновременно, закрепляя в сознании молодого поколения, новые политические и экономические реалии, новые ориентиры общественного и культурного развития. Именно образование выполняет стабилизирующую функцию и способствует адаптации человека к новым жизненным условиям. Любое общество существует лишь при условии, что его члены следуют принятым в нем ценностям и нормам поведения, то есть следуют обусловленному конкретными природными и культурно-историческими условиями социальному опыту. Процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности, называют социализацией. Очевидно, что задачи социализации человека решаются как стихийно, в процессе его жизнедеятельности в обществе, так и целенаправленно, специально созданными для этого институтами. Этот целенаправленно организованный процесс управления социализацией и называется образованием;

Механизм формирования общественной и духовной жизни человека, а также массового духовного сознания.

Образовательные и воспитательные учреждения концентрируют высшие образцы социально-культурной деятельности человека определенной эпохи. Поэтому социальная ценность образования определяется значимостью образованного человека в обществе. Гуманистическая ценность образования заключается в возможности развития познавательных и духовных потребностей человека. В целостной системе образования всех видов и уровней происходит накопление и развитие интеллектуального и духовно-нравственного потенциала страны;

Процесс трансляции культурно-оформленных образцов поведения и деятельности, а также устоявшихся форм общественной жизни. В процессе обучения и воспитания человек осваивает социокультурные нормы, имеющие культурно-историческое значение для развития цивилизации. Осваиваются нормы морали и нравственного поведения человека в социальной группе и на производстве, в семье и общественных местах, а также правила общения, межличностных и деловых контактов.

1. Сформулированная проблема предполагает: во-первых, ясное понимание тех целевых и нормативных ориентиров, которым была подчинена деятельность нашей системы образования, ее содержание, организационная и институциональная структура. Только в этом случае будут видны направленность и характер инновационных проектов реформирования отечественной школы, предлагаемых в течение последних 10-15 лет. Во-вторых, необходим тщательный анализ приоритетов и ценностей, лежащих в основе различных моделей школьного образования, тем более, что выбор их на образовательном рынке весьма широкий. Достаточно назвать наиболее распространенные - "гуманистическое", "национальное", "глобальное", "инновационное", "рефлексивное", "космичное" и т.д. Еще больше предлагается видов школ - массовые и элитарные, государственные, муниципальные и частные, гимназии, лицеи и колледжи, школы с самыми разными профессиональными профилями и направленностью. В нашу задачу не входит инвентаризация этого многообразия. Подчеркнем лишь, что выбор образовательной модели, если он осуществляется на основе моды или других посторонних обстоятельств, как правило, не приносит положительных результатов. Наконец, в-третьих, требуется объективный диагноз нынешнего состояния российской школы, которая, оставаясь во многом прежней, существует уже в новых социальных, экономических и культурных условиях. Прежде чем двигаться дальше по пути реформ, следует выяснить что потеряла и что приобрела система образования за предшествующие годы, насколько ей удалось сохранить преемственность и вместе с тем преодолеть прежние недостатки, удалось ли педагогической практике воплотить инновационные приоритеты и ценности или они остались "образовательными мифами".

2. Классическая парадигма в образовании, концептуально-теоретические принципы которой складывались в философии Нового времени и Просвещения, институционально оформилась только в середине XIX в. и сохранялась, эффективно работая вплоть до последнего времени. Составив основу национальных систем образования как на Западе, так и у нас, она определила в качестве их ведущих приоритетов научность и гуманистичность .

Дух научности выразился прежде всего в подведении научных основ под сам процесс образования, что ознаменовалось созданием дидактики как общей теории обучения и вытекающих из ее принципов множества частных методик. По мере реализации этой установки школа все больше становилась разновидностью рационально организованного производства, сочетанием педагогической фабрики с научной лабораторией. Требование научной рациональности, обращенное из области организации учебного процесса на организационную структуру образования естественно вызвало к жизни школьную классно-урочную и вузовскую факультативную систему, предметно-дисциплинарный подход в обучении, предполагающий изучение предметов в той последовательности, в какой развивались сами науки. Естественнонаучный характер новоевропейского мировоззрения обусловил ориентацию на однородность образовательного пространства, которое в соответствие со свойствами пространства физического, строилось как однородность учебных заведений, единство педагогических принципов и требований, всеобщность формируемых у учащихся знаний, умений и навыков. Целостность педагогического пространства обеспечивалась "сообщаемостью" учебных заведений, общностью содержания обучения и демократичностью образования.

Приоритетом научности объясняется понимание обучения как изучения основ наук. Престиж школьных предметов ставится в прямую зависимость от научности соответствующей области знания. Естественно, что на первый план выдвигаются точные науки - математика, логика, физика, химия и др. Вес гуманитарных дисциплин (язык, литература, история) определяется тем, насколько они способны противостоять сциентизации. Происходит почти полное вытеснение из сферы образования вненаучных видов знания. Изобразительное искусство, музыка, религия и т.д. допускаются в качестве "не основных" предметов, да и то в виде теории изобразительного искусства, теории музыки, религиоведения . Эпитет "ненаучный" приобретает явный обвинительный оттенок.

Еще один аспект научности связан с тем, что в классической парадигме моделью организации обучающей деятельности ученика оказывалась логика научного познания. В идеале, как и ученый, ученик должен открывать для себя ранее неизвестную ему научную истину. Поэтому умения, которыми школа должна вооружить учащихся, это умения рационального, логического мышления, методы, приемы научного исследования.

В структуре классического образования обучение понимается как род научного познания, а воспитание как род обучения. Основу воспитанности составляет знание нравственных требований, норм общения, правил приличия, т.е. всего того, что необходимо для цивилизованного совместного проживания людей. Однако воспитанность реализуется не в знании, а в поведении. Отсюда задача - научить ребенка "технологии" социального поведения, умению применить общую норму к конкретной практической ситуации, вычислить наиболее рациональную модель поступка. Перефразируя Гегеля, можно сказать, что воспитанность в форме, соответствующей своему понятию, есть навык . Школьное воспитание является школой тренировки, упражнения для отработки культурных автоматизмов поведения и общения, которые и составляют "вторую природу" человека.

Наконец, свое логическое завершение дух научности получил в понимании цели образования, определяемой исходя из философско-рационалистической концепции личности, в которой интеллект, воля и чувство представляют собой различные инстанции все того же разума ("чистый разум", "практический разум" и "способность суждения" по терминологии Канта). Безусловно, как собственно человеческое качество воля осуществляет себя в разумном и ответственном действии, а чувство - в осмысленной эстетической оценке. Однако здесь важно, что именно рациональность в форме научного разума выступает верховным законодателем в сфере духовной жизни человека. Благодаря этому индивид способен дисциплинировать собственную телесную природу, стать господином своих чувственных желаний и потребностей, быть вменяемым и целеполагающим существом.

Рационалистическим пониманием личности непосредственно обусловливалась гуманистическая миссия образования, состоящая в том, чтобы провести индивида через возраст не только физической, но также социальной и духовной несамостоятельности. Просвещение, по мысли И.Канта, как раз и есть "выход человека из состояния несовершеннолетия, ... неспособности пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого" (Кант И. Ответ на вопрос: что такое просвещение? // Кант И. Соч. в 6-ти тт. М., 1963-66. Т.6. С.27 ). Образованность, как свидетельство гражданско-правовой и моральной зрелости, предполагает внутреннюю суверенность личности в сочетании с индивидуальной ответственностью. Однако, поскольку разумность и свобода даны нам только в качестве предпосылок человеческой природы, задача воспитания состоит в том, что развить их в способности культурного существа, научить индивида пользоваться ими соответственно своему назначению . Поэтому гуманистическое призвание образования состоит в последовательно проведенном с демократических позиций принципе формирования каждой личности как индивидуальной формы всеобщности .

3. В современной парадигме, которую условно можно назвать постмодернистской, приоритеты и ценности образования определяются существенно иначе. Сама эта парадигма, претендуя сегодня на роль если не единственно легитимной, то по меньшей мере альтернативной, ведет свою родословную от маргиналий педагогической культуры нач. XX века, к числу которых следует отнести в первую очередь теорию и практику свободного воспитания, впитавшего в себя основные идеи "философии жизни". В 60-80-е гг. усилиями теоретиков различной ориентации, от феноменологии, прагматизма и экзистенциализма до неофрейдизма, герменевтики и структурализма, конституировалась парадигмальная целостность "гуманистической педагогики". Ее общая направленность выразилась в понимании личности как изначально открытого, проективного (самоактуализирующегося) существа. Созданная О.Больновым версия философии существования, позволила придать человеческой экстатичности позитивные измерения - благодарность, надежда, доверие, а спонтанное стремление к активности истолковать как реализацию креативных начал личности. Таким образом, ведущим приоритетом постмодернистского образования становится саморазвитие личности ребенка в свободных формах деятельности. Отсюда широкое внедрение игровых методик обучения. В свете структуралистского принципа "от логики тождества к логике различия" акцент переносится с универсальных, всеобщих характеристик личности на ее специфические, индивидуально неповторимые особенности, на черты самобытности и уникальности.

Восприятие гуссерлевского понятия "интерсубъективность" открыло возможности преодоления экзистенциального одиночества и социальной отчужденности личности. Субъект-субъектные отношения, с точки зрения постмодернистского дискурса, являются единственно возможной формой педагогических отношений. Место научных принципов организации учителем познавательной деятельности ученика занимает "диалогика партнерства", сотрудничества, сотворчества, основанная на механизмах эмпатии, идентификации воспитателя с воспитанником.

Благодаря другому фундаментальному понятию феноменологии - "жизненный мир" - ведущей целью гуманистической педагогики становится актуализация допредикативных смыслов переживания ребенком мира и своей включенности в него. При этом преодоление отчуждения личности от знаний, норм и ценностей, мыслится как слияние горизонтов индивидуального и культурно-исторического жизненных миров. Открывая для личности пространство со-бытия с другими Я, образование призвано восстановить смысловую целостность культурного поля, что в свою очередь предполагает владение языковыми кодами, необходимыми для понимания культурного текста. Герменевтические аспекты образования приобретают особую актуальность в связи с тем, что интерпретация необходимо заключает креативный элемент, т.е. должна выступать как актуализация всегда незавершенного творческого процесса. Однако в этом со-творчестве, идея которого была не чужда и классической образовательной парадигме, потребности индивидуальной самореализации представляются безусловно весомее задач "общего дела", культурной и исторической преемственности.

4. Принимая во внимание постмодернистскую направленность политики и идеологии в области реформирования образования, можно сказать, что состояние современной российской школы является результатом частичной деконструкции ее классической модели. Для всякого объективного наблюдателя ясно, что потерь здесь пока больше, чем положительных обретений.

Прежде всего отметим утрату образованием ясных целевых установок и приоритетов, что лишь на первый взгляд обусловлено процессами деидеологизации. В действительности же причины лежат гораздо глубже - в сфере структурных изменений общества. Являясь институтом гражданского общества, которое представляет собой систему отношений между самостоятельными социальными субъектами, как субъектами не только деятельности, но и потребностей, образование вынуждено ориентироваться на множественность интересов этих субъектов. С одной стороны, социальное государство призвано путем создания гибкой и вариативной системы образования предоставлять гражданам максимально широкий спектр образовательных услуг, а с другой, объединения граждан, корпорации, муниципальные и др. образования сами вправе создавать необходимые им типы школ. Отсюда неизбежность разрушения прежнего образовательного пространства и возникновение на месте "единства без многообразия" "многообразия без единства". Восстановление целостности образовательной сферы сегодня должно диктоваться не соображениями контроля за нею со стороны государства, а тем, что в школе формируется личность, жизнедеятельность которой не может замыкаться какой-либо узкой, изолированной сферой. Поэтому необходимо определение единой системы приоритетов, представляющих все многообразие национальных, государственных, корпоративных и частных интересов.

Внутренне конфликтной оказывается положение школы, особенно профессиональной, в ситуации "образовательных услуг". Ориентация на "образовательные услуги" ведет к резкой профессионализации учебных заведений, которая в той или иной мере затронула даже общеобразовательную школу. Прагматичное, специализированно-утилитарное отношение к образованию ведет к игнорированию, а стало быть и к вытеснению, гуманитарной и общекультурной подготовки, составляющей, во-первых, необходимое противоядие против узколобого технократизма в профессиональной деятельности, и являющейся, во-вторых, условием личностного развития человека. Намечается тенденция редуцирования образования к обучению, а обучения к профессиональной подготовке. Еще большую тревогу вызывает отстраненность "школы услуг" от воспитательных целей. С одной стороны, школа не может удовлетворять заказ частных лиц на формирование каких-либо политических, нравственных, конфессионально-религиозных взглядов и убеждений, с другой, учащиеся и родители могут обоснованно расценить воспитательные усилия школы или как нарушение принципа свободы совести, или как довесок не предусмотренный "контрактом об услугах". Безусловно, полное исключение воспитательной стороны из образования невозможно. На личностные качества, взгляды, убеждения и ценности учащихся оказывает влияние содержание и характер обучения, атмосфера и правила школьной жизни, общение с учителями и т.д. Поэтому каждый из типов образовательных учреждений должен вырабатывать собственный воспитательный этос на основе единой системы ценностных приоритетов.

Российская школа, в той мере в какой она перестает быть "школой дисциплины", оказывается ближе не к "школе творчества", а к "школе игры". В стремлении к преодолению растущего отчуждения молодежи от культурного наследия находит объяснение широкое внедрение в образование игровых методов и технологий. Давая определенный эффект, они однако не решают, а лишь усугубляют главную проблему. "Учение с увлечением" строится по мерке развлечения, занимательной игры, а не серьезного труда. Игровое отношение к учебе ставит личность в условное отношение к жизни, не позволяет ей достигнуть ее реальных онтологических основ. Соприкасаясь с жизнью, знанием, ценностями и нормами как с миром виртуальностей, Homo ludens оказывается еще более изолированным от их смысла, чем тот, для кого они даже в непознанном виде таят реальную силу. Главное здесь в том, что игра - это форма удовлетворения потребностей, а не способ их развития . Поскольку же настойчивое и упорное освоение научного знания и культурного опыта не согласуется с гедонистическими установками "игрового сознания", школа перестает быть школой труда, заключающего в себе долг и ответственность. Гегелю принадлежат слова о том, что падение духа измеряется тем, чем он удовлетворяется. Низкий уровень массовых духовных потребностей определяет снижение общего уровня образованности людей в нашем обществе. Ухудшение качества общего и профессионального обучения столь заметны, что возникает необходимость определения образовательных стандартов - минимума образованности , без которого просто невозможно жить в цивилизованном обществе.

Кризис российского образования многогранен. В нем легко могут быть выделены исторический, культурологический, социологический, психологический, педагогический и другие аспекты. Однако главным нам представляется антропологический план проблемы, поскольку сама сущность образования состоит в становлении человека человеком, в обретении индивидом многомерной личностной идентичности. Поэтому главным сегодня является ответ на вопрос: каким должен быть образ современного человека, чтобы образование могло соответствовать ему?

 
Статьи по теме:
Елена летучая вышла замуж в греции
В прошедшие выходные прошла долгожданная свадьба Елены Летучей и Юрия Анашенкова. Этого события с нетерпением ждали как сами молодожены и их близкие, так и многочисленные фанаты Летучей. До последнего момента все детали предстоящей свадьбы Елена и Юри
Руднев дом 2. Руднев евгений. Жизнь после проекта
Родился Евгений Стрельников одиннадцатого ноября 1979-го года, в поселке "Никифоровка", которая расположена в Тамбовской области, Россия. Несмотря на то, что парень действительно талантлив и... 2 Евгений Чукаров инстаграм Карьеру КВН-щика Евгений нач
Поздравления с днем рождения 2 года мальчику
OOO Распрекрасные глаза,Цепкие ручонки.Ты играешь целый деньВесело и звонко.И гуляешь во двореВ разную погоду.Ты уже такой большой,Ведь тебе два года!Ты расти, расти, сынок,Крепни, улыбайся.И, конечно, умным будь,И всегда старайся!OOO С днем рожденья, зай
Путешествие в автомобиле: чем занять ребенка в дороге?
Приветствую вас всех, мои дорогие читатели и гости! Не буду говорить о том, как быстро пролетает лето... А то расстроимся мы все тут и загрустим. Расскажу лучше о том, чем занять ребенка в дороге (дальней поездке на машине или в поезде) — а конкретно о то